В лагере всегда так бывает: в первые дни мальчишки рассматривают вовсе не окрестные достопримечательности, – отчаянно изображают независимость и этакое леденящее безразличие, а сами неуклюже-вызывающими взглядами провожают девчонок. У девочек происходит то же самое, но – тайно-тайно, мельком, исподлобья, чтоб никто не догадался.
Риту Артём увидел в первое лагерное утро, на зарядке. Ни у кого из девчонок не было такого красивого васильково-белого спортивного костюма. И – таких огромных зелёных глаз. Упражнения Рита не выполняла, будто не слышала команд Марка Денисовича, физрука. Неспешно покачивалась в такт музыке, руки её часто взлетали вверх, мимолётно и легко ныряли в светящиеся на солнце волны рыжих, с тёмным медным оттенком, волос. Этим движением Рита словно показывала, какие у неё красивые волосы… Чтобы все обратили внимание: ни у кого из девчонок нет таких густых, сверкающих волос. С неприкрытой насмешкой в зелёных глазах Рита лениво оглядывала всех, кто старательно выполнял громкие команды физрука.
А после зарядки к Рите подошла подруга… И тут случилось то, чего Рита даже представить не могла, – случилось всё с точностью до наоборот. Рита была уверена, что простенькая, неинтересная Лилька в дешёвом и невзрачном синем спортивном костюме, со светлыми косичками на плечах, подчеркнёт, сделает ещё заметнее её, Ритину, красоту… И Тёмка Павлухин обязательно заметит, что Рита Полянина красивее всех девчонок в лагере. А вышло так, что как раз Лилькины косички Тёмка Павлухин рассмотрел из-за того, что у Риты слишком яркие волосы и глаза… Почему-то захотелось Артёму защитить эту девчонку с косичками и грустными серыми глазами, – от яркой и уверенной подружки?.. Или от какой-то неизвестной Тёмке грусти, – но так жалко стало незнакомую девчонку, что Тёмка и сам непонятно почему загрустил, и до самого обеда искал глазами светлые косички. Услышал, как Рита называла подружку Лилькой, и даже замер от счастья: какое имя красивое у этой девчонки! Тогда и вспомнил: по дороге в лагерь проезжали посёлок с маленьким прудом, а на пруду росли водяные лилии. Артём поднялся ещё до рассвета, умело и привычно перемахнул через забор, – в детдоме часто приходится выбираться в город таким способом, – и отправился на пруд. Ему очень хотелось, чтобы Лиля обрадовалась цветку с таким же именем, как у неё. Лилию он раздобыл, вожатому, Игорю Вадимовичу, буркнул, что потом объяснит, куда исчез ещё до подъёма. И прямо во время завтрака положил на стол перед Лилей прохладный нежный цветок с длинным стеблем. Что-то насмешливое говорила Рита, с любопытством смотрели на Артёма Павлухина студентки-вожатые, а у него сердце взлетело, – потому что сквозь грусть в Лилькиных глазах просияла такая светлая радость, что Тёмка больше ничего не видел и не слышал вокруг.
В детдом Тёмка Павлухин попал, когда ему ещё и четырёх лет не было. Больше всего он помнил отца. Отец был очень сильный, – Тёмка знал, что под землёй, в глубокой шахте, отец управляет угольным комбайном. А потом в шахте что-то взорвалось, и обвалилось много угля. Отец и ещё десять шахтёров погибли тогда. А Тёмкина мама должна была родить сестрёнку, – Тёмка с папой очень ждали, когда родится девчонка. Имя для неё придумали, самое красивое, – Анюта…
Артём помнил, что после аварии на шахте мама болела. И поэтому девочка родилась совсем рано, – Тёмка знал, что сестрёнка должна была родиться летом, а она родилась, когда ещё была зима… И Тёмка остался один, – без папы с мамой… и без Анюты.
Маму Артём почти не помнил. Больше помнил то, что отец её очень любил. Когда Тёмка увидел Лилю, почему-то подумал: наверное, мама была похожа на эту девчонку, раз отец так любил её. Или крошечная Анютка, которую они с отцом так ждали, была бы похожа на Лильку, – ну, почему-то же так счастливо забилось Тёмкино сердце, когда он впервые увидел эту девчонку со светлыми косичками на худеньких плечах!..
Ещё немного помнил Тёмка, как мамина сестра, Юля, прикладывала платочек к глазам и говорила какие-то непонятные слова… что её Дима хочет своего ребёнка, а не чужого. А потом какая-то хмурая тётенька отвезла Тёмку в детский дом.
Как-то в столовой, перед полдником, Тёмка с Данькой Бариновым мерились силой на руках, и Тёмка покраснел, – Лилька смотрела на него так внимательно, словно хотела помочь ему победить десятиклассника Даньку, даже бровки свела… На полдник в этот день было молоко с булочками и малина. Пока Лилька со сведенными бровками наблюдала за мальчишками, Рита быстренько слопала свою малину. Артём всё-таки пригнул к столу Данькину руку. Мельком заметил, как Лилька протянула Рите стаканчик с малиной, и девчонки вместе стали есть ягоды. Тёмка хорошо видел, как Рита длинными пальчиками поспешно достала со дна стаканчика последнюю малинку, видел, как Лилька заглянула в опустевший стакан… Поднялся из-за стола и поставил перед Лилей свой стакан, полный малины. Рита громко рассмеялась, что-то зашептала Лильке на ухо… Потом оглянулась на Павлухина, дождалась, пока они с Тёмкой встретятся взглядами и возмущённо-насмешливо протянула:
- Матвеева, тебе что, – своей малины мало?! Ну, и аппетит у тебя!..
Артём натянул на зелёные Ритины глаза её модную кепку:
- Не расстраивайся, Полянина! У тебя аппетит всё равно лучше.
Когда к Лильке приехали родители, Тёмка обрадовался. Смотрел издалека на Лилькиного отца и своего батю вспоминал. Но защищать Лильку ему не перехотелось… Потом он подошёл к девчонке:
-Хорошо, что у тебя отец такой. Он в шахте работает?
Лилька грустно улыбнулась, объяснила:
- Это моя крёстная. А дядя Михаил – её муж. – И как-то жёстко добавила: – У меня нет отца.
Утром, после завтрака, ходили на море. Море здесь совсем мелкое, и Артём с Лилькой заплывали так далеко, что Лилькина вожатая, Ксения Максимовна, встревоженно махала им с берега рукой. Приходилось плыть назад, а Тёмке не хотелось возвращаться, – потому что тут же подбежит Рита, усядется между Лилькой и Артёмом, будет что-то шептать Лильке на ухо и незаметно прикасаться своей коленкой к Тёмкиной ноге.
И однажды Артём с Лилькой поплыли не к буйкам, а просто вдоль берега. И вышли там, где уже заканчивался песок с ракушками, а начиналась степь. Лилька восхищалась: как так получается, что Тёмка здесь впервые, а знает всё вокруг, будто родился и вырос здесь!.. Сейчас Артём уверенно оглянулся, кивнул на большой, нагретый солнцем камень. Лилька с Артёмом сидели рядом, и казалось, что в степи, кроме них, никого нет… Лилька расплела косички, – чтоб волосы просохли под солнышком… И так хорошо было изо всех сил стараться не притрагиваться друг к другу, и всё равно ждать, когда хоть на секунду Тёмкино плечо коснётся Лилиного… И замереть, затаить дыхание, прикрыть глаза… Так и сидели, прислушивались к чуть слышному перезвону ковылей, к ласковым вздохам недалёкого моря. От пробежавшего ветерка Лилины распущенные волосы невесомо прикоснулись к Тёмкиной шее, и он сам не понял, как случилось, что его губы нашли Лилины и… В общем, оказалось, что он, Тёмка, умеет целовать девчонку… Лилька испуганно уперлась ладошками в его грудь, а он не отпустил девчонку, и поцелуй получился долгим – до головокружения… И качались серебристые ковыльные волны, качались жёлто-зелёные соцветия молочая, – вся степь качалась от их поцелуя.
Потом Лилька чуть не плакала, трогала пальцами свои губы:
- Оой, Тём!.. Не видно?.. Ничего не видно?
Пора было возвращаться на берег, а Лилька боялась, что все сразу увидят, что они с Артёмом целовались…
Никто ничего не заметил. Отряды собирались в лагерь, на обед. Рита утащила Лильку вперёд, рассказывала о том, как Игорь Вадимович несколько раз нырял в самую глубину и всё-таки выплыл с огромным и красивым рапаном в руке.
Продолжение следует…
Начало Часть 2 Часть 3 Часть 5 Часть 6
Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11
Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Окончание
Навигация по каналу «Полевые цветы»