Найти тему

Ребенок не умеет поднимать с пола вещи, которые сам уронил, или не хочет

Оглавление

Не все дети умеют ловко есть ложкой, крепко держать в руке ручку или карандаш или нести в руках неудобные по форме предметы. Судить и ругать ребенка за неловкость, если он что-нибудь уронит или прольёт, по меньшей мере глупо, а по большей… пусть каждый "судья" докажет, что за всю свою жизнь он не разбил ни одной чашки, не уронил на пол бутерброд или кусок огурца из салата или не пролил суп на штаны, хоть в 4 года, хоть в 44.

Конечно, любой маме неприятно, когда приходится застирывать одежду или сметать веником рассыпанные крупинки, вытирать липкие пятна от чая с пола, после того, как ребенок проявит некоторую активность с веселыми последствиями.

Вот прямо собственными глазами часто вижу, как мамочку тянет поругаться, на ребенка за то, что руки у него растут… не там где плечи, а с другого места. Но все потому, что наблюдаю я это у себя и у коллег на занятиях, в спецучреждении для детей с ОВЗ, а особенные дети, как известно, часто могут быть неловкими отнюдь не по своей вине. Часто, но не всегда.

Алена

Девочка с ментальными нарушениями, 5 лет. Очень худенькая, меленькая, кисти рук - слабенькие, но все же предметы руками на занятиях - передавала, деревянные шарики - удерживала. Даже умела крупные предметы нанизывать на шнурок (правда, ооочень медленно).

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Но вот, в процессе надевания фигурок на шнурок, ее раз от разу "подводили" локти. Возьмет пальцами одну фигурку, а две уже локтем со столика снесла. И не видит, не слышит, не понимает, даже если сказать ей об этом!

Опять, вроде бы надевает фигурку верно, а тут - еще одна сброшенная фигурка уже на полу. И снова Алена ее не приметила. А продолжила дальше одолевать шнуровку.

Просишь поднять то, что упало, а она вниз даже не смотрит, даже не представляет себе, что фигурка может упасть под стол. Вот и сидит, смотрит, глазами хлопает. То ли правда не понимает, то ли, как говорят в соседнем отделе, "шлангом прикидывается" (если что, слух у Аленки нормальный).

Никита и шашки

Ходил к нам на занятия мальчик Никита, 6 лет (в наши творческие кружки и на уроки труда). Зная, что Никите необходимо работать над мелкой моторикой, учительница по труду, в плюс к своим заданиям по плану, давала ему для разминки разные интересные пособия. Но так как мальчик ввиду своих особенностей плохо реагировал на громкие звуки, то деревянные бизи-борды ему не давались (иначе он бы от одного стука фигурок вопил). Но зато ему хорошо зашли "тканые шашки" ("доска" и шашки - из плотной ткани типа войлока, на липучках). И, бывало, выполнив все задания учительницы, возьмет эти шашки поиграть, пока она рекомендации пишет, а потом, в конце урока, у Никиты под партой 2-3 шашки - да лежат-валяются.

Ну, случайно, наверное, обронил, с кем не бывает. Раз случайно, два случайно…

А однажды учитель прямо урок начала с шашек. Поставила Никите задачу: сначала отлепить ("отодрать", так как набор был относительно новый, а липучки - крепкие) сами шашки от доски и положить на стол. Потом выложить шашками на клетках большой квадрат, чередуя черные и белые.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Сидит учитель, смотрит на трудовой процесс:

Отлепил Никита шашку и… мотает ею в воздухе: то над столом, то над полом. Если учитель смотрит пристально на мальчика он кладет шашку на стол. Если она чуть будто бы отвернется… его лицо резко озаряет хитрющая улыбочка, а шашка летит на пол.

А поднимать?

В обоих случаях (и с Аленой, и с Никитой), дети ну очень не хотели поднимать предмет с пола самостоятельно.

  • Просто на прямую просьбу - сразу лицо кривили и головой мотали. Мол, не хочу, сама убирай.
  • Другой подход: пока не поднимешь вещи с пола - в коридор к маме не пущу! Никите от этой фразы ни холодно ни жарко, не рвется он к маме. А вот девочка бы точно испугалась (но ей такого не говорили).
  • Еще подход: учитель не станет церемониться и тратить время, сам все уберет? Да ну, это было бы не по-нашему, не хардкор! Нет, отпадает!
  • Учитель повысит голос? Ну, например, скажет не "подними, пожалуйста", а так: "А ну быстро встал со стула и поднял, я кому говорю!" Может и подействует на кого-то (ведь по-доброму не услышал). А может и от мамы потом прилететь.

А если ребенок действительно слов не понимает?

Остается только его аккуратно спустить со стула на пол, и самой сесть на пол, обхватить его сзади, взять его руки в свои и… его руками собирать упавшие предметы. И не давать ему вырваться! Зато проговаривать каждый поднятый и убранный на место предмет.

О, сразу и понимание, и крики появляются! Как это так, его посмели "поработить"! Дитё кричит (от обиды, конечно), а педагог - знай себе складывает фигурки его руками, и, пока все до одной не сложит - строптивого ребенка не выпускает.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Но… рискованно это! Хоть и 100 процентов здесь нет никакой грубости и все по справедливости, некоторые родители могут не понять. Но тогда пусть приходят и сами с пола поднимают, пока ребенку 70 лет не исполнится. Или 71.

Дорогие читатели, а как Вы считаете? Вот такой "контактный" способ заставить ребенка поднять то, что он уронил (бросил), имеет право на использование? Или за него можно нажить себе неприятности и проще самой учительнице оторвать (как ту самую "шашечную липучку") свою "пятую" от стула и самой всё поднять и убрать?

Вам же - никогда ничего не ронять, а только поднимать, например - доходы (свои).

поддержать автора:

Всегда радуюсь Вашим визитам, добрым лайкам и новым подпискам на КАНАЛ

Хороший учитель ушел из коррекционной школы из-за хора
Со странностями (будни педагога)1 мая 2022
Мальчику нет и трех лет, а он уже знает английский язык
Со странностями (будни педагога)22 апреля 2022

#учителяидети #учителяиродители #особенныедети #педагогика #воспитаниеребенка