Найти тему

С древних времён люди с трепетом смотрели на небо, но лишь египетские жрецы попытались уловить логику движения небесных тел и понять

С древних времён люди с трепетом смотрели на небо, но лишь египетские жрецы попытались уловить логику движения небесных тел и понять принципы, по которым работает вселенная. Так из первобытного хаоса возникла идея космического порядка.

Выявление закономерностей в работе мира определило новое мышление. Здесь начинается новый этап развития цивилизации, и вместе с этим происходит эволюция духа.

Это, возможно, самая важная трансформация представлений о вселенной в истории человеческого сознания. Для древних людей жизнь представляла собой однородный, загадочный поток энергии, поэтому их внимание привлекали скорее исключения: необычное животное или чудесное дерево становились тотемом, особенная пещера - местом поклонения локальному божеству. Древних египтян уже привлекали правила: закономерность, скоординированность, предсказуемость событий.

С развитием представлений о сложности устройства мира богов явного (бог грома или моря, богиня плодородия, духи лесов и рек) сменяют боги неочевидного (невидимого взору), но неоспоримого мирового порядка. Жизнь как в физическом плане, так и после смерти приобретает комплексные, но умопостигаемые формы. Боги больше не ограничиваются единственной и очевидной функцией (даровать урожай, сохранять жизнь или спасать корабли), но приобретают власть над множеством аспектов жизни души по ту и эту сторону мира. В мире людей и мире богов появляется иерархия, скоординированность и структура.

Согласно основному биогенетическому закону, онтогенез (зародышевое развитие человека) повторяет филогенез (эволюцию видов). Это означает, что развитие человеческого плода в утробе проходит все стадии эволюции человека как вида: начиная со сходства с рыбой и саламандрой, плод проходит стадии развития всех менее развитых млекопитающих, чтобы наконец стать человеком. Мне кажется, что психика отдельного человека в своём развитии повторяет эволюцию сознания всего человечества. Дети обладают таким же магическим мышлением, что и древнейшие люди, находя иррациональные связи между вещами (началась гроза, потому что я сломал игрушку; мама плачет, потому что я подумал про школу: так как связи между вещами неясны, ум в произвольном порядке достраивает корреляции между событиями), и по мере взросления учатся с большим или меньшим успехом адекватно интерпретировать события внутреннего и внешнего мира в их взаимосвязи и взаимном влиянии, выявлять их причину и предсказывать их последствия.

За этим, в частности, люди приходят и в терапиию: чтобы понять, по каким законам работает мир, и найти взаимосвязь там, где раньше был хаос.

Развитие представлений о своем психическом устройстве этим мне мыслится похожим на развитие представлений о духовном мире.

Магическое мышление диктует необходимость совершения некого ритуала, обращенного к внешнему источнику причины всех событий: такое представление об устройстве мира сохраняется до сегодняшнего дня в виде суеверий и поверхностного отношения к молитве, при этом от человека требуется только соблюдение произвольных правил (принести жертву, прочитать текст, станцевать свою просьбу). Это уровень доисторических племен и некоторых коучей по исполнению желаний.

В египетской религии появляется идея личной ответственности: растет степень контроля человека над событиями его жизни (а также - событиями после смерти): на последнем суде богиня Маат взвешивает сердце праведника, и находит его не тяжелее пера. Появляется понимание, что недостаточно просить Осириса о даровании вечной жизни, необходимо вести жизнь так, чтобы заслужить ее.

Но, подобно тому, как боги разделены по областям жизни, за которые они отвечают, и в пространстве психического на этом этапе присутствует компартментализация, раздельное мышление (трудности в личных отношениях никак не связаны с проблемами на работе: молитва богине любви и молитва богу охоты - две разные молитвы).

Так и анимизме основным принципом общения с высшими силами выступал принцип подобия: для успешной охоты необходимо было задобрить духа буйвола, для безопасного прохода через чащу - лесных духов.

Наука
7 млн интересуются