❄️Сontraria contrariis curantur ❄️- «противоположное лечится противоположным» Два принципиально различных подхода к лечению, две интуиции исцеления, известных с древности: принцип подобия (гомеопатия) и принцип противоположности, - аллопатическая медицина. Первая учит тому, что чтобы подтолкнуть организм к выздоровлению, нужно ввести в него нечто подобное болезни. Последняя - тому, что чтобы восстановить систему, нужно ввести в нее нечто противоположное “веществу болезни”, нечто менее всего похожее на причину боли. Эти парадигмы, рождённые при работе с телом, подходят и для описания работы с душой: в психотерапии два этих принципа стали вопросом не только техники, но и мировоззрения...
❄️Что бы я ни был такое,– пишет Марк Аврелий «к самому себе»,– все это плоть, дыханье и ведущее. Из них только третье собственно твое, остальные твои лишь в той мере, в какой тебе о них надо заботиться❄️ Говоря про дыхание, он говорил про душу: слово ψυχή (psyche) изначально означало «дыхание», «дыхание жизни», позднее - «душа» как носитель жизни и сознания. Еще в «Илиаде» психе покидает тело с последним выдохом. У стоиков πνεῦμα (pneuma) — буквально «дуновение», «ветер», также обозначало «душу». Мы и сегодня говорим про вдохновение (inspiration) как движения души. Ведущее (ведущее начало,...
В ответ на пост «Что бы я ни был такое,– пишет Марк Аврелий «к самому себе»,– все это плоть, дыханье и ведущее. Из них только третье собственно твое, остальные твои лишь в той мере, в какой тебе о них надо заботиться» Понятие ведущего начала имело большую значимость для стоического учения в виду того, что лишь в нем определялась информативность всякого полученного «впечатления». Не-ложность, а с ней и не-истинность чувственных данных относила в таком случае категориальное определение истинного и ложного лишь к уже обработанным данным, то есть к тем, о которых можно было высказать истинное или ложное суждение(λξιώματα)...
Я не обязан терпеть самого себя (В. Франкл) В платонизме и далее, в стоической философии, проводится важное различие между ощущением, суждением и истиной. Любое восприятие реальности начинается с впечатления — образа, который возникает в сознании. Однако это впечатление не является знанием. ▶️Я не обязан соглашаться с собственным мнением. ◀️ Это соответствует различию, предложенному Платоном, между доксой (мнением) и эпистеме (истинным знанием). Суждение — это не просто реакция на впечатление, а акт согласия или несогласия с ним. Видите, именно здесь, в этой точке, проявляется истинная свобода...
Продолжу про античную философию, хотела написать отдельную заметку про эвдемонию как понятие счастья. Существует несколько школ мысли, различающихся тем, считают ли они счастье самостоятельной целью или приятным дополнением к добродетельной жизни. В любом случае, сам концепт эвдемонии как счастья достоин более пристального внимания: эвдемония (εὐδαιμονία) этимологически связана со словом деймон (δαίμων), что обозначает божество➡️ дух, и далее ➡️ душу Как я уже писала, что античное счастье-эвдемония ближе всего к понятию экзистенциальной исполненности...
Логос: смысл, Слово, задумка бога. Первое упоминание логоса встречается у Гераклита Эфесского, логос для него - всеобщий закон: главная способность человека — это способность распознать истину, а критерием истины является Логос, всеобщий смысл. Аристотель говорит о логосе в связке логос-этос-пафос: этос - нравственное начало; пафос – чувство, вложенное в слово, логос - смысл всего произносимого. У стоиков логос - единый, живой и самосознающий универсум - значение, которое несет Логос и в следующих за стоицизмом учениях, в иудейском и христианском богословии. Так, Филон Александрийский, религиозный...
Что представляет собой этика добродетели как раздел философии? Этика вообще, учение о нравственности и человечности, делится на 3 основных подхода. 1️⃣Первый - этика долга, деонтология, вспомним здесь Канта с его категорическим императивом: поступать так, чтобы максима моей воли могла бы быть всеобщим законом - нравственный долг каждого, принцип, по которому человек строит свой мир. Здесь нет места чувству, субъективности, всему слишком человеческому, это императив абсолютный. 2️⃣Второй - этика утилитаризма (полезности), или консеквенциализма (последствий): важно делать лишь то, что имеет благоприятный (ведущий к состоянию удовольствия и уводящий из состояние страдания) исход...
Выложу видео моего небольшого доклада на логотерапевтическом конгрессе, и ниже часть своих размышлений о связи античной философии и экзистенциальной психотерапии, логотерапии в частности