Творчество художников Андрея Гросицкого (1935-2017) и Михаила Рогинского (1931-2004) неразрывно связано с отечественным нонконформизмом - неофициальным искусством 60-80-х годов ХХ века в СССР. Обоих художников часто называют «основателями советского поп-арта» исходя из того, что они часто изображали в своих произведениях предметы обихода. Иногда даже употребляется выражение «поэт простых вещей». Что стоит за этими формулами?
Пластический язык и индивидуальная манера живописи А. Гросицкого, сложившаяся еще в 60-е годы ХХ века, сделали его очень узнаваемым художником. Главное в его композициях - соотношение предмета и пространства. Сам предмет обычно занимает практически всю плоскость холста, иногда он необычный, почти фантазийный, с какой-нибудь странной деталью или особенностью. При этом изображение вещи выполнено тщательно, очень реалистично. Иногда предмету становится тесно на плоскости, он стремится «выйти» за пределы картины. В итоге получается не просто изображение какой-то вещи, а тщательно сконструированный, многодельный арт-объект, который приобретает черты монументальности, стремится стать объемным, скульптурным.
Художника интересуют не любые вещи, а преимущественно старые бытовые предметы, отслужившие свой век, простые и грубые – трубы, замки, краны, лопаты … Для автора они приобретают символический, даже метафизический смысл, несут в себе энергетику эпохи, обладают особой значимостью и даже своеобразной красотой. Изображение мира вещей принято называть натюрмортом, но у Гросицкого натюрморт превратился в портрет вещи, запечатлевший узнаваемый образ времени, черты жизни и быта советских людей. Этих людей, возможно, уже нет на свете, а предметы остались и обрели свою новую жизнь в искусстве. Андрей Гросицкий отнюдь не был одинок в своем стремлении запечатлеть в искусстве мир вещей как метафору мира людей.
В Америке еще в 50-е годы это уже делал Энди Уорхолл – яркий феномен американской поп-культуры. Но у Уорхолла был совсем другой посыл: своими банками супа и другими банальными предметами, изображенными в огромных количествах, он продемонстрировал миру, насколько современное ему общество одержимо вещами, деньгами, рекламой и безудержным потреблением, за которым маячит духовная пустота.
В то же самое время советским аналогом поп-арта занимался художник Михаил Рогинский, тоже сделавший предметом своего творчества серийные, повседневные вещи. Только у них не было ярких этикеток, происходили они из послевоенных коммунальных кухонь и не имели никакого отношения к теме глобального потребления. Художник рисовал примусы, чайники, газовые плиты, утюги, коробки спичек и объяснял, что «привык во время войны ценить простые вещи, без которых трудно прожить», вот и отдает им дань уважения, изображая эти приметы времени.
Если для Уорхолла серия «Банки с супом Кэмпбел» - это тема ценностей общества потребления, то для наших нонконформистов поп-арт был скорее поводом иначе выразить себя, рисовать не то и не так, как это было привычно и принято в 60-е годы в СССР. Это был шаг к свободе творчества, самовыражения, самопрезентация художника как автора своих собственных концептуальных идей.
Работы Гросицкого, Рогинского, Кабакова и других художников, отдавших дань «советскому поп-арту», часто называют депрессивными. Возможно, так и есть. Но ведь это тоже отражение своего времени.
Точно и емко написал об этом в книге «Чертополох и терн» писатель и художник Максим Кантор, рассказав историю о «Башмаках» Ван Гога; «Ван Гог купил на блошином рынке поношенные башмаки, принадлежавшие, очевидно, весьма небогатому человеку, рабочему. В 1887-ом году он написал пять картин с башмаками, башмаки в этих холстах стали антропоморфными героями.
…На уровне экфрасиса* – перед зрителем изображение башмаков нищего. На аллегорическом уровне это портрет нищей жизни скитальца. Дидактический, моральный смысл этой картины в призыве к достоинству труженика, каковое можно отстоять под этой картиной, как под знаменем «Башмака». И наконец, метафизический смысл картин с Башмаками, это единение с замыслом и промыслом Божьим через любую мелочь бытия».
Разглядывая башмаки Ван Гога, примусы Рогинского и водопроводные краны Гросицкого, мы заглядываем в историю мира людей и учимся понимать ее.
*экфрасис – описание визуального произведения искусства