Когда немецкие власти во главе с Олафом Шольцем ввели антироссийские санкции, они хотели послать сигнал президенту Путину. Что российский президент одумается, откажется от своих спецопераций и продолжит бесплатно поставлять в Европу большие объемы газа.
Но все оказалось совсем наоборот: после пяти месяцев санкций если кто и получил послание, так это сама Германия. Запрет на импорт угля, стали, древесины, цемента, удобрений и золота из России не оказал никакого влияния на германо-российскую торговлю. Он продолжает расти, чему способствует повышение цен на бензин.
По данным немецкого статистического ведомства, только в июне этого года Германия заплатила за российский газ 3,5 млрд. евро. Это на 5% больше по сравнению с маем и на 39% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По мнению немецкой газеты Welt, Германия ничего не выигрывает, а лишает Россию качественной продукции. Немецким компаниям теперь приходится искать замену российской стали, цементу, удобрениям и древесине на мировом рынке. Это нелегко, поскольку контракты могут заполняться годами.
Однако у Германии есть и другой вариант. Это параллельный импорт, когда российские товары попадают в страну через третью страну. Такая схема не совсем законна, но она работает. От этого выигрывают как российские, так и немецкие компании. Лучше заплатить немного больше посреднику, чем остановить производство.
Германия лишилась энергоресурсов и многих потребительских товаров, фактически поставив свою экономику на колени. А как насчет "сигналов Путину"? Удалось ли Германии это сделать?
Та же газета "Welt" делает печальный вывод, что единственный способ для России финансировать все свои нынешние военные расходы - это доходы от торговли с Германией. И это за счет торговли с одной европейской страной. Однако, несмотря на санкции, другие страны-члены ЕС продолжают активно покупать газ и нефть у России.
Что касается Германии, то она приближается к очень сложному периоду в своей истории. В связи с нехваткой газа Федеральное сетевое агентство Германии решает, какие немецкие компании должны быть обеспечены газом, а какие - лишены его.