Должна ли женщина работать? - довольно часто обсуждаемый вопрос в обществе, на который сложно дать однозначный ответ. Свою трудовую деятельность я начала в 17 лет. Помните, как у Маяковского:
У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Как-то так сложилось, что, окончив школу, я не имела ни малейшего представления о том, какой профессии хотела бы посвятить себя и свою жизнь. Видимо, процесс профессионального самоопределения прошёл как-то мимо меня. Поэтому, когда моя мама предложила мне пойти поработать, пока я всё-таки не решу, кем хочу быть в наступившей взрослой жизни, объективных причин для отказа у меня не нашлось.
Работодатели в очереди ко мне с предложениями не стояли, и свою профессиональную карьеру мне пришлось начать с самой общедоступной, не требующей специального образования и квалификации, профессии дворника.
Говорят, что физический труд на свежем воздухе полезен и может приносить огромное удовольствие. Удовольствие я испытать не успела, а вот пользу для себя точно извлекла. Усердно промахав метлой и лопатой полгода, я поняла, что идея сделать мир чище, конечно, хороша, но точно не для меня. Новость о том, что областное педагогическое училище начинает приём абитуриентов, пришлась очень кстати. На семейном совете было принято решение, что я буду педагогом. Так началось моё служение родной системе образования.
Первые 20 лет пролетели как-то незаметно. Жизнь кипела, бурлила, била, так сказать, ключом, иногда и по голове. Я добилась определённых успехов, была на хорошем счету у начальства, пользовалась авторитетом у коллег и родителей своих подопечных. Детям, судя по всему, я тоже нравилась.
Не хочу кидаться высокопарными словами про призвание, про педагогическую миссию, про «сеяние разумного, доброго, светлого», мне было просто интересно открывать профессию педагога для себя и педагога в себе.
Конечно, не всё было так легко и просто. Профессиональное признание, возможность самореализации и самоутверждения, финансовая независимость, эмоциональные контакты, общение с близкими по духу людьми, - всё это радовало и воодушевляло. Но была другая сторона этой медали – мой дом и семья.
Психологи доказали, что женщина получает эмоциональную нагрузку на работе больше, чем мужчина, вне зависимости от профессии. Это связано с чувствительностью женской психики. Поэтому работающей женщине тяжелее вдвойне, так как после работы, ей приходится ещё находить силы для общения с мужем, детьми, кошками, собаками, рыбками и хомячками.
А если учесть, что женщина работает педагогом, то уровень той самой эмоциональной нагрузки просто зашкаливает! Да, и физическую усталость никто не отменял! Вот и получалось так, что после рабочей смены ни сил, ни желания на поддержание домашнего очага и семейного уюта у меня просто не оставалось.
Мой муж старался относиться к этому с пониманием, а к воспитанию дочери приходилось регулярно подключать бабушку. Конечно, с одной стороны, это облегчало мою жизнь, но с другой - меня всё чаще терзали мысли о том, что я - никчёмная жена и никудышная мать. В этих терзаниях я провела ещё почти 10 лет.
Постепенное истощение эмоциональных, умственных и энергетических ресурсов, ведущее к профессиональному выгоранию, проблемы в семье, развившееся чувство вины привели к тому, что в какой-то момент мой организм просто устроил забастовку. Работа, которая раньше вызывала интерес, превратилась в череду серых будней, профессиональные достижения перестали радовать, как раньше, коллеги все чаще стали раздражать, а решение простейших задач сводилось к ощущению какой-то бессмысленности и обречённости. В моём сознании поселилась мысль о том, что я не хочу больше работать!
К сожалению, проблема нашего общества в том, что оно считает работающую женщину нормой и по-другому быть не может. Девочек воспитывают так, чтобы они рассчитывали в этой жизни на себя. А мужчин такое положение вещей устраивает, ведь жёны и в доме по хозяйству всё сделают, и с детьми пообщаться успеют, и денег на работе заработают. Конечно, успеем! Конечно, сделаем! И денег заработаем! Только какой ценой?
По информации, полученной в результате различных социальных опросов, большинство современных женщин, не смотря на все тяготы трудовых будней, не готово совсем отказаться от возможности ходить на работу. Если работа помогает им реализоваться, дарит общение и полезный опыт, тогда зачем целыми днями стоять у плиты или убивать время за просмотром сериалов? Но, тем не менее, многие их них высказали всеобщее пожелание относительно условий своей трудовой деятельности:
- Работа должна быть в удовольствие;
- Работа должна занимать не более 4-х часов в сутки;
- В рабочее время необходимо включить перерыв на чай, перекус и разговоры;
- У женщины должна быть возможность отпроситься с работы в любое время или не выйти на неё вообще;
- Женщина должна иметь право заработанные деньги тратить на себя.
Это, конечно, всё замечательно, только, утопией какой-то отдаёт и дискриминацией относительно работников мужского пола. Тем более что в российском трудовом законодательстве предусмотрены и сокращённый рабочий день, и гибкий график работы, и возможность невыхода на работу по семейным обстоятельствам, и даже обязательный перерыв хоть на чай, хоть на котлетку с макарошками, хоть на посиделки с подружками и разговоры по душам. А, уж, относительно возможности тратить заработанные тобою денежки на себя любимую, так это ты с мужем договаривайся, если таковой имеется.
Меня лично, интересовал другой аспект этого вопроса. А если я за 30 лет работы на родное государство исчерпала себя, как трудовой ресурс? Если по закону до пенсионного возраста я ещё не доросла и льгот для выхода на досрочную пенсию не имею, собственно, как сил и желания работать? Если я созрела до того состояния, когда хочу быть просто женщиной - женой, матерью, музой, хранительницей семейного очага и домохозяйкой? Но при этом моё воспитание, мои жизненные установки и мой, если хотите, менталитет не позволяют мне оказаться в полной финансовой зависимости от мужа, пусть даже любимого и любящего. Возникает банальный, но очень важный для таких женщин, как я, вопрос: что делать?
Надеяться, что государство вдруг подумает обо мне и предложит хоть какое-то минимальное пособие в знак моего верного многолетнего служения ему, смысла нет. Смена места работы и профессиональная переподготовка в моём случае проблему не решили. Поиск у себя новых талантов и способностей, благодаря которым можно было бы заработать на кусок хлеба, успехом не увенчался. Поэтому мне пришлось засунуть свои принципы куда подальше, принять предложение мужа о завершении моей трудовой деятельности, водрузиться на его шею и поудобнее там устроиться.
Скажу честно, я долго не могла смириться со статусом нахлебницы. Но, как говорится, время лечит. Постепенно я начала привыкать к мысли о том, что для того, чтобы пойти в магазин, надо просто взять кошелёк мужа. Проблема была решена, моё душевное состояние стабилизировалось и я начала получать удовольствие от жизни без работы.