Данная статья даже не обзорная - в ней не будет исторических экскурсов и разбора изделий с точки зрения эстетики или приверженности какому-либо стилю в изобразительном искусстве или в архитектуре (а если и будет, то разве что чуть-чуть). Считайте её данью уважения Советскому ширпотребу: непритязательной посуде, которой необходимо было насытить рынок после тяжелейшей войны 1941-1945. И Конаково (ЗиК) с этой задачей блестяще справился: практически в любой семье на просторах бывшего СССР до сих пор хоть тарелочка, хоть селёдочница или блюдо (да хоть перечница\солонка!) где-то да храниться, а то и используется!
И все уже давно позабыли, что Конаково - одно из старейших "посудных" предприятий России, основанное, как водится иностранцем, немцем (швейцарцем) - Фридрихом Бриннером аж 1809-м году, быстро перепроданное также иностранцу аптекарю Якову Ауэрбаху, который и развернул по-настоящему производство керамики, а в 1829-м перенёс производство на новое (привычное, историческое) место - в село Кузнецово Тверской губернии, а много позже (после 1861-го года) предприятие перешло в руки династии купцов Кузнецовых.
Когда-то, кроме глиняной керамики и фаянса, на предприятии (Т-во М.С. Кузнецова, Тверь) изготавливали и фарфор приличного качества с "кузнецовской" росписью, но со временем (уже в 1930-е) было решено для производства использовать местное сырьё, а оно для выпуска фарфора не годилось. Название Конаково населённый пункт получил (после переименования в 1929-м году села Кузнецово) в честь революционера Первой русской революции (1905-1907) Порфирия Конакова, выходца из тех мест.
Так, в результате множества пертурбаций и получился тот самый ЗиК или Конаковский фаянсовый завод имени Калинина. Кроме интереснейших статуэток и изделий из "обливной" керамики, завод также запомнился выпуском "белой" фаянсовой посуды, главным качеством которой была дешевизна. Вот об этой посуде и поговорим. Точнее, посмотрим...
Ничего не имею против росписи позолотой. Всё строго и лаконично. Жаль, позолота (при сильном употреблении) быстро истирается.... Потом, поскольку это фаянс, а не фарфор (соответственно, материал не требует долгой сушки, долгого нахождения в печи, высоких температур обжига), в посуде находится остаточная влага, что приводит к тому, что посуда "дышит", т.е. в зависимости от температуры среды то расширяется, то сужается в размерах, и это сказывается на внешнем виде изделий - даже без пользования глазурь со временем покрывается трещинками. То же остаточное содержание влаги приводит к тому, что такие изделия в большей степени, нежели фарфоровые подвержены грибковым заболеваниям (особенно, если хранятся в неотапливаемых помещениях или на балконе, где температура может проходить через "ноль"). С другой стороны, фаянс - материал намного дешевле фарфора (хотя бы потому, что при изготовлении не требуется столько топлива), и это - самый большой плюс и объяснение бешеной популярности такой посуды в СССР сразу же после Войны 1941-1945.
А вот роспись, которую так и хочется назвать "морской" (из-за наличия позолоты и синей ленты)...
Посуда различной формы и росписи - от послевоенной до 1990-х годов.
А вот посуда в таком декоре меня поразила. Товарищ несколько лет назад купил супницу (причём по моей наводке), и бывая у него в гостях, как ни странно, я всё чаще любуюсь ею, и понимаю, что где-то в подсознании у меня сформировалось желание приобрести подобный набор (как на снимке внизу) уже для себя. Мечтаю как-нибудь пригласить за стол друзей, расставить вино, закуски, а в центр стола подать вот в такой вот супнице на блюде в той же росписи чахохбили из курицы! И чтоб оно было такое... - у-у-ум... - пальчики оближешь и ум отъешь! И соусники такие же в придачу. Ну просто обязательно!
Ниже представлены клейма, которые ставились при Советской власти на изделия предприятия...
В 2006 году завод был признан банкротом. Производство умерло. Могло ли всё сложиться иначе? Рынок тогда был перенасыщен посудой, бои за потребителя шли на фарфоровом фронте, причём бои были между дешёвым фарфором отечественным и сверхдешёвым китайским. Думаю, исход был предрешён - даже если бы в Кремле сидели не временщики-компрадоры, а настоящие (не телевизионные) патриоты, и запретили бы импорт китайской посуды. Наверное, при правильной организации и заинтересованности, скажем, бурно растущего строительного рынка, можно было какое-то время продержаться на выпуске отделочной керамики (для внешних стен), тех же раковин и унитазов, но шансы продержаться и в этом секторе были ничтожны - всё-таки Тверь находится не на пересечении основных торговых путей (в отличие от Москвы или города-порта Санкт-Петербурга), так что удивительно даже то, что завод, вообще, смог при такой логистике просуществовать до начала нового века и тысячелетия!
Кроме фаянсовой "белой" посуды на Конаковском заводе выпускалась и очень интересная "обливная" керамика, и чрезвычайно интересные, считающиеся сейчас музейной ценностью статуэтки, но обо всём об этом поговорим как-нибудь в следующие разы. А эта небольшая заметка - дань памяти послевоенным поколениям Советских людей, что выросли с такой посудой и хорошо помнят её.
Это канал фарфороголика на Яндекс-Дзен. Если статья вам понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал!