Первое появление Иосифа Виссарионовича Сталина на обложке журнала TIME произошло 9 июня 1930 года. Сталин – единоличный руководитель всего Советского Союза: из всех портретов остался только один — соперники за власть повержены.
Стоит обратить внимание на соотношение размеров портрета и людей под ним: люди словно мелкие винтики под дерзким и зорким взглядом Сталина.
Но интересное находится под фотографией, запись: «Сталин и друзья». И что же это за друзья? А подзапись снизу нам ответит: «в его список друзей входят: Форд, International Harvester, General Electric, Radio corp., du Pont, Standard Oil, Айви Ли». А вот это уже любопытно, давайте попробуем разобраться, как западные крупные компании и частные лица сдружились с коммунистом-вождем.
В 1930-м году идёт полным ходом индустриализация и «сплошная коллективизация» — первая пятилетка. Вся страна напряжена и мобилизована до предела, люди перемалываются как производственный ресурс: нехватка техники и специалистов. Страна идёт «большими» шагами к поставленным целям.
В этот момент в США и во всём капиталистическом мире пик экономического кризиса – великая депрессия: крах фондового рынка, масса безработных, разрыв между богатыми и бедными огромен.
И в этот период происходит парадоксальное явление: два непримиримых режима нашли решение своих проблем друг в друге.
У одних было предложение (техника и специалисты), но не было спроса, у вторых — был спрос (грандиозные планы), но не было предложения.
Примечательно, что США к 1930-му году не признали СССР — у стран отсутствовали дипотношения. Поэтому для осуществления торговли между США и СССР была создана компания «Амторг», которая контролировалась советскими представителями. Председателем правления в этот момент был Саул Брон.
Благодаря «Амторгу», по данным редакции журнала, за последние 6 лет СССР удалось закупить американских товаров на сумму 211,380 млн. долларов.
В это же время проводится PR-кампания первой пятилетки СССР и её главного проекта — «Турксиба» в США: в кинотеатрах продвигается советский документальный фильм Виктора Турина «Стальной путь (Турксиб)». Продвижением занималась советско-американская компания «Амкино», которая была создана, как подразделение «Амторга», для дистрибуции советских фильмов в США
Примечательно, что, несмотря на сложности, были заключены прямые контракты между американскими компаниями и СССР.
Так, к примеру, журналисты TIME приводят данные о том,
что General Electric строит, в рамках контракта стоимостью 100 млн долларов, 4 гидроэлектростанции на территории Советского Союза;
Austin Co. подписала контракт на 50 млн. долларов на помощь в возведении нового города,
а также был подписан контракт на строительство тракторного и автосборочного завода на сумму в 30 млн. долларов с Ford Motor Company.
Главный пиарщик нефтяной корпорации Standard Oil Айви Ли открыто продвигал идею признания СССР Америкой для того, чтоб компания могла официально сотрудничать с властями советов.
Но важно отметить, что были американские компании, которые несмотря на убытки решили уйти из СССР.
К примеру: W.A., Harriman & Co заключили в 1925 году контракт на добычу марганца сроком на 22 года, но через три года отказались от этого плана.
Однако сам автор искренне удивляется тому, как настолько полярные системы смогли договориться. В частности, говорится о том, что советский Интернационал напрямую влияет на внутреннюю политику Соединенных Штатов за счет «Коммунистической партии» — члены которой этого не скрывают и планируют революцию, наподобие Октябрьской, в Америке. Однако в Конгрессе создана комиссия, которая должна пресекать насилие со стороны красных активистов.
И самое интересное, что в выпуске отмечают — насколько Сталин непредсказуем и опасен: может издать указ, выполнение которого приведет к гибели массы людей; а уже через месяц или полгода может резко передумать. Подвергает гонению религиозные общины. Дополнительно в статье сравнивают Сталина и Муссолини: о том насколько Сталин опаснее (Красная армия – 725 тыс. человек; армия США – 136 тыс.), бряцающего оружием, итальянца (армия Италии в 69 раз меньше советской).
Но, как замечает автор, американские лидеры понимают, что если они решат бойкотировать экономические инвестиции в СССР, то в других странах (Великобритания, Германия, Япония и т.п.) бизнесмены с удовольствием выполнят заказы советского правительства.
Тем не менее СССР испытывает опасение, что капиталистические страны, от которых они зависят, могут устроить всеобщую экономическую блокаду, но этот страх, по мнению журнала, вряд ли когда-нибудь воплотится в жизнь.
В конце написания статьи меня посещают такие мысли: как бы Сталин не говорил о капиталистической системе и революционной миссии коммунистического строя: о победе трудящихся; как бы западные страны не говорили об ужасах, происходящих внутри СССР, и конкретно о Сталине – можно сделать вывод, что деньги и бизнес все равно на данном этапе победили как в СССР, так и в США.
А как вы считаете, может ли в таком случае экономика быть важнее политических целей и взглядов: Экономика продолжение политики или политика продолжения экономики?
Интересно Ваше мнение.
Автор: Дмитрий Крючков, в 16 лет копил на журнал TIME вместо Maxim
Другие статьи автора в канале: