Россия всегда была, есть и будет экспортоориентированной страной. Ибо мы способны добывать и производить многое, а внутренний рынок у нас невелик. Поэтому развитие экспорта – дело богоугодное, а в условиях жёстких санкций ещё и крайне сложное. Лучше всего это удаётся московским компаниям.
По несырьевому неэнергетическому экспорту Москва, которую многие считают городом офисов, занимает первое место в России. Но как это могло получиться? Ведь продать свою продукцию за рубеж отнюдь не просто: кто сталкивался с подобной задачей, знает, сколько усилий надо приложить, чтобы легально продать за границу хотя бы карандаш. А тут – тысячи предприятий, многомиллиардный экспорт. Как это работает?
Чтобы помочь предприятиям города выйти на международный рынок, столичные власти создали автономную некоммерческую организацию "Московский экспортный центр" (МЭЦ) – региональный аналог Российского экспортного центра, вошедшего сейчас в структуру обновлённого ВЭБ.
Главная цифра – за 2021 год поддержку МЭЦ получили 6475 компаний города. То есть по 25 компаний каждый рабочий день. Речь идёт в первую очередь об организационной помощи: предприниматели участвовали в бизнес-миссиях и выставках с экспортной направленностью, получали представительство на онлайн-маркетплейсах, подписывали договоры с зарубежными ретейлерами. Всё это практически невозможно сделать "с улицы", и серьёзный ресурс мэрии одного из крупнейших городов планеты здесь, безусловно, более чем кстати.
Отдельно стоит упомянуть об акселерационных программах. Этот относительно новый инструмент развивается на наших глазах. Акселерация, то есть ускорение, предполагает активную и весьма дорогостоящую помощь города в реализации тех или иных целей, причём до 85% стоимости проектов компенсируется из городского бюджета.
Возьмём, например, программу GoGlobal. Её цель – помогать компаниям выходить на новые, свободные рынки и получать валютную выручку. В 2021 году более 100 компаний – выпускников столичной программы запустили продажи в 70 странах мира, колоссальный успех. В 2022-м, несмотря на новый виток санкций, хочется увидеть цифры не хуже.
Экспорт продукции – занятие вообще недешёвое, ведь начальные расходы (презентация, логистика, таможенные тонкости) практически всегда лежат на продавце, выручку он начинает получать позже. Поэтому необходима и прямая финансовая поддержка. В 2021 году она стала рекордной: предпринимателям одобрили 284 заявки на получение экспортного гранта и субсидий на сумму более 634 миллионов рублей. Да, в целом это небольшие деньги (2,2 млн в среднем на проект), но задачи разбрасываться деньгами не стоит, главное – это разумное и целевое их использование. За которым, опять же, присматривают эксперты МЭЦ.
Ивантеевка по-китайски
Как пример активного использования возможностей МЭЦ - история производителя премиальных газированных напитков под каламбурным названием Lemonardo. Базирующаяся в подмосковном Пушкино (Ивантеевка) компания буквально бомбардировала МЭЦ заявками. Из наиболее крупных успехов - размещение на китайской торговой площадке Tmall и китайской же онлайн-платформе WeChat. В результате "Лемонардо" получил потенциальную аудиторию в полтора миллиарда человек. Вроде бы просто? Да, но попробуйте зайти в Tmall или получить официальную страницу WeChat "с улицы", особенно если эта улица находится на окраине Ивантеевки. А сейчас все в плюсе: продажи растут, производство развивается, бюджет получает налоги и пошлины.
Что с того?
Сейчас перед МЭЦ и аналогичными структурами в других регионах стоит задача выстроить работу в совершенно новой реальности, которой в истории России раньше не было.
То есть мы имеем дело с совершенно новой для нас реальностью – пережитой, может быть, только Ираном во время самых серьёзных санкций.
Сумеем приспособиться – победим.