7 способов уменьшения налогов. От простых и белых, до не совсем светлых.
Ссылки на разделы для удобной навигации:
Оформить ИП вместо ООО
Получать прибыль с ИП выгоднее, чем с ООО.
Причина: при выводе прибыли с ООО нужно платить НДФЛ (13%), а с ИП можно сразу распоряжаться средствами на р/с (если не берем во внимание 115-ФЗ).
Получили 5 000 000 рублей прибыли:
- На ИП можно будет снять 5 млн и купить новенькую Audi, если банк позволит снять сразу такую большую сумму (плюс комиссия банка ~3% за вывод в наличку).
- На ООО придется отдать государству 13% — 650 тыс. и на покупку Audi в упрощенной комплектации останется 4 350 000 рублей. При выводе дивидендов рисков со стороны банка не будет (комиссия тоже нулевая).
У ИП и ООО есть свои плюсы и минусы. Поэтому выбор ИП или ООО нужно делать на основе бизнес-целей и личных предпочтений.
Подробнее про выбор ООО или ИП в этой статье.
Выбрать правильную систему налогообложения (СН) и использовать льготы
Это основа основ, база.
Кратко:
- Патент для ИП — чаще всего самая выгодная история.
- УСН Доходы (6%) — выгодная СН для бизнеса с низкими расходами (сфера услуг). Расходы должны быть 60% и меньше от уровня выручки, если больше, то выгоднее УСН 15%.
- УСН Доходы минус расходы (15%) — выгодная СН для бизнеса с большими расходами (торговля, производство). Расходы должны быть больше 60% от выручки, если меньше, то выгоднее УСН 6%.
- ОСН — выгодная СН, если ваши клиенты юрлица на ОСН, вы занимаетесь экспортом или можете применять льготны ставки по НДС и налогу на прибыль. В других случаях самая невыгодная СН.
Также для УСН и ОСН возможно применение льгот. Например, в Санкт-Петербурге для всех компаний на УСН Доходы минус расходы ставка составляет 7%. А для IT-компаний в Ульяновске ставка УСН доходы равна 1%. Для IT-компаний с аккредитацией Минцифры налог на прибыль составляет 0%.
Уровень налоговой нагрузки, если система налогообложения выбрана правильно:
- Для патента — 0,1-1% от выручки.
- Для УСН 6% — 1-6% от выручки в зависимости от наличия льгот.
- Для УСН 15% — 1-5% от выручки. В зависимости от доли расходов и применения льгот.
- Для ОСН — 2,5-10% от выручки. В зависимости от доли расходов, льгот и структуры расходов.
Также можете скачать налоговую модель компании по ссылке, чтобы сравнить разные системы налогообложения для вашего бизнеса.
Выдать заём собственному ООО
Легальный способ уменьшения налогов и дешевого вывода прибыли из ООО.
Логика простая: учредитель выдает собственному ООО процентный заём. ООО на сумму процентов уменьшает налог на прибыль или УСН 15%. Учредитель получает проценты и уплачивает с них НДФЛ (13%).
А теперь на цифрах:
- Учредитель выдает заём собственному ООО на 20 млн рублей под 25% годовых. Сумма процентов за год составит 5 млн или 420 тыс. в месяц.
- У компании ежемесячно возрастут расходы на 420 тыс. за счет процентов, которые можно будет принять к учету и уменьшить налог на прибыль и УСН 15%.
- Учредитель получит на руки 360 тыс. ежемесячно, т.к. 13% от 420 тыс. (60 тыс.) придется уплатить в качестве НДФЛ.
Этот способ служит также для получения прибыли из ООО. Его эффективность практически такая же (13%), как вывод прибыли через дружественного ИП (комиссия 7-10%). Но способ через выдачу займа не несет рисков в отличие от ИП, если:
- ООО получает тело займа на р/с.
- ООО использует заём для роста. Цель получения займа: развитие и рост бизнеса, либо пополнение оборотных средств.
- ООО переводит % на счет учредителя.
- Учредитель платит НДФЛ.
Этот способ был популярен в 10-х годах для оптимизации налога на прибыль крупных компаний. Только в их случае суммы займа составляли млрд рублей и более, а суммы уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль составляли сотни млн рублей.
В этих схемах не было фактических движений средств (сумма займа не передавалась компании и компания не платила %), но при этом компании уменьшали налог на прибыль на сумму процентов. Из-за слабой «айтификации», недостаточной опытности и сильной децентрализации налоговой (компании могли «договориться» с местными налоговиками) в начале 10-х годов компании пользовались этой лазейкой, но потом лавочку прикрыли.
Использовать самозанятых
Логика простая: вместо трудового договора с физлицом заключается договор на оказание услуг или выполнение работ.
Если оформлять трудовой договор, то компания платит страховые взносы и НДФЛ.
Например, чтобы выплатить сотруднику 50 тыс. рублей на руки потребуется заплатить 18 тыс. налогов (калькулятор) — это 36% от суммы на руки, если компания из МСП и применяет пониженные страховые взносы.
Если компания оформляет договор услуг с самозанятым, то компания не платит никаких налогов. Налоги платит самозанятый и закладывает сумму своего налога (6%) в сумму договора.
Например, самозанятый за сборку 50 стульев хочет получить 50 тыс. рублей на руки. Самозанятый выставляет счет на 53 тыс. рублей, где 3 тыс. налог самозанятого.
Удельная налоговая нагрузка при использовании самозанятых в 5,5 раз меньше, чем при использовании трудового договора.
Но самозанятость не следует рассматривать, как замену трудовому договору, т.к. в этом случае это будет подмена трудового договора, а значит риски от налоговой.
Самозанятых нужно использовать тогда, когда бизнес-процесс действительно может протекать с участием СЗ.
Если вам нужны работники на разовые работы, либо под определенный объем работ, то СЗ — хороший выбор.
Если вам нужны работники под постоянную загрузку и основной вид деятельности — по СЗ появляются риски и схему работы нужно проработать с налоговым юристом.
Подробнее про работу с самозанятыми.
Использовать дружественного ИП
Это незаконная схема уменьшения налогов и вывода прибыли из ООО.
Суть: создается ИП, которое подконтрольно собственнику ООО. ООО переводит ИП средства за оказание каких-то услуг, реальность которых сложно отследить (ИП может реально оказывать данные услуги, но не в том объеме или не за рыночную стоимость). Далее ИП снимает средства и передает ООО кэш.
ООО примет в расходы услуги ИП и уменьшит налог на прибыль или УСН 15%.
ИП заплатит налог на УСН (6%+1%), а также банк возьмет комиссию за снятие наличных через карту (0-3%). В итоге комиссия за вывод средств составит 7-10%.
Это незаконная схема уменьшения налогов и вывода денег. Но очень распространенная среди микро и малого бизнеса.
Если:
- Между ООО и ИП нет аффилированности.
- ИП платит все налоги.
- В месяц выводятся суммы порядка 0,5 млн.
- У ИП есть другие контрагенты, которым ИП оказывает схожие услуги.
- ООО и ИП зарегистрированы в разных регионах.
Тогда такая схема может существовать годы и налоговая вообще не будет обращать на это внимание.
Однако в этой схеме нужно опасаться не налоговую, а банк. Точней блокировку р/с со стороны банка по 115-ФЗ, попадание в черный список банков и вывод остатка с р/с с комиссией в 20-30%. Подробнее про 115-ФЗ в нашем посте.
Риски в этой схеме со стороны налоговой: переквалификация выплат от ООО в сторону ИП в выплату зарплаты и доначисление НДФЛ и страховых взносов.
Бумажный НДС
Незаконный способ уменьшения НДС за счет увеличения входящего НДС.
Статьи про НДС, которые стоит прочитать, чтобы правильно с ним работать:
НДС — что это такое и как работает в России.
Как правильно работать с НДС.
Суть проста: однодневка-ООО фиктивно оказывает услуги компании и выставляет счет-фактуру с НДС. Компания перечисляет однодневке 1-2% комиссию (доход однодневки) от суммы счет-фактуры и принимает счет-фактуру к вычету, уменьшая НДС.
Например, торговой компании нужно уплатить в бюджет 10 млн НДС. Предприниматель не хочет платить столько налогов и находит оптимизаторов НДС. Покупает у однодневки НДС на 5 млн и перечисляет 100 тыс. рублей (2%) за оказанные услуги.
В итоге предприниматель вместо уплаты 10 млн НДС уменьшил НДС до 5 млн, потратив всего 100 тыс. рублей. А на сэкономленные 4,9 млн можно купить новенький Audi жене.
Выглядит круто, но эта схема несет большие риски. Т.к. при использовании бумажного НДС будет 100% внимание и требования со стороны ФНС, а затем дальнейшие требования убрать вычеты по НДС, иначе придет проверка.
Ведь смысл НДС в том, что государство в любом случае должно его получить. А в случае бумажного НДС бюджет не получает выставленный НДС — его просто никто не платит в бюджет. Поэтому все схемы с бумажным НДС недолговечны и раскрываются.
Но некоторые предприниматели умеют работать с таким НДС, т.к. имеют своих поставщиков из налоговой и регулярно меняют бумажный НДС от одного поставщика на другого (перед разрывом цепи). Но все равно это постоянные требования, вызовы в налоговую, головняк и нервотрепка.
Подробнее про бумажный НДС можно почитать в наших статьях:
Совет: не идите в эту историю, риски существенны, а нервы дороже.
Структуризация бизнеса
Способ уменьшения налогов среднего и крупного бизнеса. Может быть законным, так и незаконным.
Структуризация бизнеса — разделение бизнеса на несколько направлений, где за каждое направление отвечает отдельное ООО или ИП. При этом иногда ООО и ИП могут применять УСН или патент.
Поэтому этот способ использует средний и крупный бизнес для уменьшения налоговой нагрузки (вместо одной компании на ОСН создается группа компаний и ИП на ОСН, УСН и патенте).
Если же разделение происходит только для налоговой выгоды, то налоговая называет эту процедуру — дроблением бизнеса. И это становится незаконной схемой уменьшения налогов.
Например, торговая компания с оптовым и розничным направлением с общей выручкой под 1 млрд рублей может оптимизировать налоговую нагрузку на 10-50 млн в год за счет уменьшения НДС и налога на прибыль. Размер оптимизации зависит от агрессивности схемы, доли выручки с разных направлений, внутренней структуры бизнеса и бизнес-процессов.
Чем больше выгода, тем больше риски. Особенно риски возросли после изменения закона о субсидиарной ответственности в 2017 году, т.к. налоговой стало легче доказывать вину налогоплательщиков при банкротстве и выводе активов из компаний.
После проведения выездной проверки ФНС и обвинений в дроблении сумма доначислений может составлять сотни млн рублей и некоторые компании подают на банкротство (около 35% компаний подают на банкротство после доначисления налогов по дроблению бизнеса), т.к. не могут расплатиться с долгами.
Далее ФНС подает в суд и привлекает директора и учредителей к субсидиарной ответственности.
При этом до 2017 года налоговая выигрывала 15% дел по субсидиарной ответственности, а после 2017 года выигрывает 40%.
Структуризация — одновременно выгодное и рисковое дело.
За разработкой схемы структуризации бизнеса нужно обращаться к налоговым консультантам. Идеально, если консультанты не только разрабатывают схемы, но и защищают их перед налоговой и судом. Но не всегда по таким схемам возможен практический опыт, т.к. каждый случай индивидуален. Одинаковая схема в разных бизнесах может сработать по разному.
Консультанты делают структуризацию не для налоговой выгоды, а для решения бизнес-задач. Потенциальная налоговая экономия — приятный сопутствующий бонус.
Например, частые причины структуризации (примеры бизнес-задач):
- Сделать компанию или компании под направление для выхода на новые рынки. Например, выделили направление логистики в отдельное ООО и начали оказывать услуги грузоперевозок для 3-х лиц.
- Улучшить управляемость: в каждой новой выделенной компании из старой будет свой гендиректор, который будет единолично отвечать за свой вид деятельности, рынок. Не будет внутренних разногласий между отделами внутри одной большой компании (небольшие компании тщательнее следят за ресурсами, чем большие).
- Уменьшить риски: выделить активы в отдельное юрлицо, которое будет защищено от политических игр внутри и внешних действий контрагентов, банков и налоговой.
- Уменьшить воровство и внутренние политические игры. Когда зоны ответственности четко поделены, в том числе по разным юрлицам, то влиять на людей из соседних юрлиц становится сложнее или невозможно. Плюс отследить воровство, нерациональные контракты и расходы легче в небольшой компании. Либо можно передать функции оплаты и проверок в отдельное независимое юрлицо, чтобы исключить заинтересованность руководителя направления. Поэтому средний и крупный бизнес иногда пользуется услугами аутсорсинговых компаний (аутсосер независимое лицо).
Можете возразить: «А что мешает навести порядок в процессах крупной компании?»
На практике, как раз эти причины и мешают: недостаток ответственности, мотивации, некорректных целей; корпоративные игры; отсутствие структурированных и описанных процессов.
А вот когда начинается реорганизация компании, создается новое юрлицо, назначается гендиректор, то приходится наводить порядок в целях и процессах.
При этом бонусом можно получить налоговую выгоду.
Другие способы уменьшения налогов
Есть и другие способы уменьшить налоги: агентская схема, договор подряда с давальческим сырьем, управляющий ИП, сдача личной собственности в аренду для ООО, создание НМА и повышение его оценки, создание резервов, получение счет-фактур на аванс, простое товарищество и т.д.
В этой статье не будем рассматривать их подробно.
Но мы можем рассказать про них лично.
А в вашем бизнесе все в порядке с налогами?
Если хотите получить налоговую консультацию по налоговой стратегии вашего бизнеса (группе компаний), то переходите по ссылке и оставляйте заявку. На встрече разберем вашу ситуацию и посоветуем подходящее решение. Берем деньги только за разработку решения, за слова денег не берем.
Также мы делаем бесплатный аудит ведения бухгалтерии. Примерно в 40% случаях находим серьезные ошибки в методике ведения бухгалтерии, которые могут влиять на сумму налога, а также находим риски по контрагентам (вычетам, принятию расходов) и проблемы по общей налоговой стратегии компании (компания платит слишком мало налогов или наоборот больше, чем нужно). Для аудита переходите по ссылке и оставляйте заявку.
А если у вас проблемы с штатной бухгалтерией или аутсорсерами, то переходите по ссылке и оставляйте заявку. На встрече обсудим ваши задачи и предложим подходящее для вас решение.
Почему нам можно довериться?
Мы — S4 Consulting оказываем бухгалтерские услуги и консультируем по налогам.
Уже ведем бухгалтерию у 91 клиента (пост в нашем Telegram канале про состав клиентов и сколько налогов они заплатили) из отраслей:
- Услуги — 32 клиента.
- IT — 30 клиентов.
- Торговля — 19 клиентов.
- Производство — 6 клиентов.
- Строительство — 6 клиентов.
- Общепит — 4 клиента.
При этом среди клиентов есть крупные компании с выручкой в 1 млрд рублей и 200 сотрудниками в штате, так и компании без деятельности. Например, мы ведем бухгалтерию у крупной сети магазинов мужской одежды Фрейм и IT-стартапа Сбера в сфере ЖКХ Дома.
У нас в штате есть аудиторы, методологи и налоговые консультанты, поэтому мы не «просто нажимаем на кнопки и делаем отчеты», но и разрабатываем схемы ведения учета, налоговые стратегии и схемы работы, чтобы сделать разумное отношение налоговой выгоды и рисков.
Если описать наш общий подход к работе, то это надежность: каждый квартал мы проводим аудиторские проверки, заранее предупреждаем о рисках той или иной схемы работы, оперативно отвечаем в чате, понятно консультируем по всем вопросам, которые касаются бухгалтерии и налогов, а также отстаиваем интересы клиента перед налоговой (иногда в том числе ходим вместе с клиентом в ФНС).
Наше ценообразование устраивает начинающих, так и опытных предпринимателей. Цена для каждого клиента индивидуальна, так как мы индивидуально подходим к каждому клиенту.
Если вам нужен надежный партнер, который решит все задачи по бухгалтерии и налогам, то переходите по ссылке и оставляйте заявку.
А еще у нас есть Telegram канал, где мы рассказываем про налоги и бухгалтерию для предпринимателей на языке предпринимателей. Подписывайтесь, говорят пишем интересно.
А еще собрали пачку наших статей и шаблонов документов для уменьшения налогов и уменьшения внимания к бизнесу со стороны ФНС. Переходите по ссылке и заполните форму, чтобы получить методичку на почту.