Найти в Дзене
«ФениксНistory»

Протокол допроса унтер-офицера санитарной службы вермахта Гамана Эрнста о сожжении деревень и расстрелах мирных жителей!

«...Начиная с мая месяца 1942 года и по январь месяц 1943 года, мы сожгли большое количество населенных пунктов и расстреляли много советских граждан. Описанные мною операции происходили следующим образом…»

Допрос в НКВД
Допрос в НКВД

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

1945 года декабря 20 дня. Я, уполномоченный НКВД СССР полковник Майоров, допросил в качестве свидетеля:

Гамана Эрнста Отто.1912 года рождения. Уроженца города Шенеберг, Саксония. Местожительство: лагерь военнопленных №285. Немец, германский подданный, беспартийный. Образование: 8 классов народной школы, сельскохозяйственная школа. Отец: крестьянин. Холост. Имеет награды: «Железный крест» 1-й и 2-й степени, значок пехотинца: «За штурм». В немецкую армию призван в октябре 1939 года. Последнее воинское звание: унтер-офицер санитарной службы.

Показания свидетеля Гамана Эрнста. 20 декабря 1945 года. Допрос начат: 11.55. Допрос окончен: 14.00.

В допросе участвуют переводчики сотрудники НКВД СССР: Штерн и Сусанина. Допрос ведется на немецком языке посредством переводчиков.

Гаман Эрнст предупрежден за ответственность за дачу ложных показаний по ст. 95 УК РСФСР, содержание которой ему разъяснено.

Вопрос: Когда и где вы были взяты в плен частями Красной Армии?

Ответ: Взят в плен 13 января 1943 года в городе Великие Луки на кирпичном заводе. В то время, я служил в качестве унтер-офицера санитарной службы в 5 роте 2 батальона 277 немецкого пехотного полка.

Вопрос: Как долго вы находились в районе Великих Лук?

Ответ: С начала февраля 1942 года по 12 января 1943 года.

Вопрос: В каких населенных пунктах в районах Великих Лук вам приходилось бывать?

Ответ: Кроме города Великие Луки, мне приходилось бывать периодически на протяжении времени с февраля 1942 года по январь 1943 года в составе 5 роты, которая выполняла карательные функции против партизан, в ряде населенных пунктов, названия которых сейчас не помню, расположенных по правой стороне железной дороге.

Вопрос: Расскажите, в чем именно выражались действия 5 роты и ваше личное участие в борьбе с партизанами?

Ответ: За время моего пребывания в 5 роте, ей командовал старший лейтенант Вернер Хэно. Наша 5 рота систематически сжигала населенные пункты и расстреливала мирных советских граждан, заподозренных нами в причастности к партизанам.

Начиная с мая месяца 1942 года и по январь месяц 1943 года, мы сожгли большое количество населенных пунктов и расстреляли в этих населенных пунктах много советских граждан. Описанные мною операции происходили следующим образом: Намеченная к сожжению деревня оцеплялась солдатами нашей роты. Затем, часть солдат входила в населенный пункт и производила облаву на жителей населенного пункта.

Всегда в нашей роте при проведении таких операций были зондер-фюреры, которые на месте в деревне производили допрос задержанных жителей. Тех, которые признавались, мы забирали с собой и доставляли в штаб полка для допроса, а не давших признательных признаний о принадлежности к партизанам ‒ расстреливали на месте. Стариков и детей из деревни выгоняли, а деревню поджигали.

Вопрос: Приходилось ли вам лично расстреливать советских граждан и поджигать дома?

Ответ: Нет, я лично не расстреливал и как санитар, даже не имел винтовки. Лично, я домов не поджигал, но являлся очевидцем расстрелов советских граждан и уничтожения населенных пунктов, что производилось солдатами и офицерами нашей 5 роты.

Со слов командира роты Хено Вернера мне известно, что расстрелы мирного советского населения и уничтожение населенных пунктов, имели место по приказу командиров полка полковников фон Раппарха и полковника фон Засса.

В ноябре и декабре месяцах 1942 года, когда части Красной Армии уже ворвались на окраины города Великие Луки, по приказу немецкого командования насильственно привлекались советские граждане к сооружению укрепленных пунктов на улицах города Великие Луки. Часть мирных граждан погибли, будучи расстрелянной немцами за отказ работать по возведению укреплений. Будучи на одном из оборонных пунктов, я лично слышал, как командир полка фон Засс, отдал приказ командиру роты и взводов, заставлять строить оборонные сооружения мирных советских граждан.

Прочитано на понятном мне немецком языке. Записано с моих слов верно, в чем я расписываюсь: Гаман Эрнст.

Интересный тест!

С немецкого на русский и с русского на немецкий перевели сотрудники НКВД СССР: Сусанина, Штерн.

Допросил: уполномоченный НКВД СССР полковник Майоров.

-2