Найти тему

Как использовать конус Дейла в обучении

Оглавление

Помните слова Конфуция: "Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю"? Они отражают особенности восприятия и запоминания информации человеком. Эту особенность в 1946 году изучал американский педагог Эдгар Дейл.

Что такое конус Дейла?

Профессор давал студентам одну и ту же информацию разными способами. Оказалось, что хуже всего они запоминали то, что прочитали или услышали. Чуть лучше — то, что увидели, и совсем хорошо — то, что узнали на практике.

Результатом этого эксперимента стал знаменитый "Конус Дейла", на котором ученый изобразил уровень запоминания материала через разные способы восприятия в процентном соотношении.

По Дейлу, люди запоминают 10 % прочитанного (чтение), 20 - услышанного (слушание), 30 - увиденного (просмотр иллюстраций или видео), 50 - услышанного и увиденного (наблюдение за демонстрацией или конкретными действиями), 70 - сказанного и написанного ими (участие в дискуссии или выступление с речью) и 90 % - сказанного и написанного по поводу совершенного ими действия (театрализованное представление, имитация или выполнение реального действия).

Позднее последователи учёного дополнили конус, и теперь он активно используется в обучении.

Как выстроить урок с учётом конуса Дейла?

Если обобщить все способы, получится модель, по которой можно выстраивать урок или систему уроков для изучения нового. Берём эту модель и конструируем изучение любой темы так, чтобы ученики прошли все стадии и использовали все способы запоминания.

Покажу это на примере урока литературы.

Тема: М.Е. Салтыков-Щедрин "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил".

Шаг 1. Чтение

Ученики читают сказку про себя.

Шаг 2. Слушание

Ученики слушают аудиозапись сказки, чтение учителя или подготовленного ученика. (Аудиозапись можно прослушать здесь).

Шаг 3. Работа с изображениями

Ученики рассматривают иллюстрации к произведению в учебнике или на слайдах в презентации. (Иллюстрации можно посмотреть здесь).

Шаг 4. Просмотр видео

Учитель даёт ученикам для просмотра мультфильм по сказке. (Мультфильм можно посмотреть здесь).

Шаг 5. Эксперимент

Ученики под руководством учителя создают по сказке кластер, план или презентацию-диафильм.

Шаг 6. Дискуссия

Ученики анализируют произведение, обсуждают поведение персонажей, проблематику, находят главную мысль, дают оценку поведению героев.

Шаг 7. Выступление с речью

Учитель предлагает ученикам одно или несколько заданий: пересказать сказку своими словами, рассказать историю от лица одного из персонажей, выступить в роли обвинителя (прокурора) или защитника (адвоката) персонажей и др.

Шаг 8. Практика

Инсценирование сказки или съемка фильма.

Таким образом вы можете выстроить абсолютно любой урок изучения нового материала и получить больший эффект, чем если задействуете только один или два способа восприятия.

Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале “Учительская мастерская” и в группе ВК.