Найти в Дзене
Ирина Едошина

На экскурсию в Автово — первое электродепо ленинградского метрополитена

Метрополитен — объект режимный. Это знают все. Доступ для пассажиров куда-либо, помимо вестибюлей станций, закрыт. Есть единственное исключение — экскурсионные группы.

Депо Автово (ноябрь 2021 г.)
Депо Автово (ноябрь 2021 г.)
В депо петербургского метрополитена можно попасть только в составе организованной группы. Необходимо получить разрешение на экскурсию, заблаговременно предоставить данные участников (паспортные, регистрацию), явиться на экскурсию с оригиналом паспорта (копия не котируется — не пустят), пройти перед экскурсией обязательный инструктаж.
Все подробности (условия, контакты) можно узнать здесь

В метрополитене Петербурга семь депо, на данный момент по территориям четырёх из них водят экскурсии — Южное, Выборгское, Московское (открыли для экскурсантов недавно!) и Автово.

Депо Автово (ноябрь 2021 г.)
Депо Автово (ноябрь 2021 г.)

Была в трёх метродепо. Как ходила в Выборгское, рассказывала. Про самое современное депо Южное ещё расскажу. Сегодня на повестке дня старейшее депо петербургского метрополитена — Автово.

Депо Автово (ноябрь 2021 г.)
Депо Автово (ноябрь 2021 г.)

Поход в метродепо — это возможность увидеть мир метрополитена изнутри. Депо — это то место, куда вагоны спешат после трудового дня. Здесь они отдыхают, приводят себя в порядок (читай — моются), при необходимости — ремонтируются. Данный функционал, в общем-то, одинаков для всех метродепо не только Петербурга, но и для любого депо метрополитена в каждом из городов, где есть подземка.

Но у каждого петербургского метродепо есть своя фишка. Потому и не ограничиваешься походом лишь в одно депо, а ходишь с удовольствием в каждое.

Депо Автово (ноябрь 2021 г.)
Депо Автово (ноябрь 2021 г.)

Скажу больше. Мне не только доводилось попадать в другие депо метрополитена, я и в Автово уже была раньше. Первый визит случился в мае 2017 г. Тогда ездила на ретро-поезде, который как раз и стартует из Автово.

Депо Автово (ноябрь 2021 г.)
Депо Автово (ноябрь 2021 г.)

Небольшая ремарка о поездке на ретро-поезде.

Ретро-состав – это четыре вагона. Количество не случайно — именно столько вагонов было в составе поезда при открытии метро. Вагоны в ретро-составе двух типов, кабины машинистов «на ходу», интерьеры тщательно отреставрированы — сохранено рельефное покрытие стен «линкруст» с характерным лимонным оттенком. Все вагоны музеефицированы.
Экспозиция первого вагона называется «С чего все начиналось» и посвящена истории метрополитена. Экспозиция второго вагона рассказывает об особенных станциях петербургского метро и представляет историю подземки в схемах. В третьем вагоне — знакомство с историей подвижного состава с демонстрацией небольшого видеофильма, в четвертом организована выставка «Несвершившиеся проекты метро». Так выглядел ретро-состав в 2017 г., когда я была на экскурсии.
За ответами на вопросы: «Как попасть? Стоимость? Что входит в экскурсию?» к специалистам сюда.

При поездке на ретро-поезде как таковой экскурсии по территории депо не предполагается. Но пока шли к месту посадки в поезд, начальную информацию о депо, подвижном составе, терминологии получили, территорию Автово увидели.

Во время экскурсии по депо и рассказ, и показ, конечно же, получились более подробными и обширными. Смогла увидеть не охваченные в прошлый раз объекты.

Депо Автово (ноябрь 2021 г.)
Депо Автово (ноябрь 2021 г.)

Что же удалось за два экскурсионных часа? И какие автовские фишки удалось увидеть?

Узнали, что на территории депо есть платформа «Солнечная», которая только «для своих» — с неё состав забирает сотрудников метрополитена. Служебная платформа в Автово, пожалуй, единственная действующая наземная открытая станция на данный момент в Петербурге!)

Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что Автово – это депо-музей. Это первое метродепо в Ленинграде — Петербурге. Было открыто в 1955 г. месяцем позже пуска первой линии ленинградского метрополитена. Надо заметить, что до 1972 г. оставалось единственным в городе, а в период с 1967 по 1972 Автово обслуживало составы сразу трёх линий метро.

Депо Автово (ноябрь 2021 г.)
Депо Автово (ноябрь 2021 г.)

Безусловно, депо Автово самое красивое! Чего только стоят узнаваемые автовские башни!!! Оценили их с близкого расстояния. Недавно завершилась реставрация исторического здания депо, построенного в 1955 г. Вот никак не могла предположить, что в одной из башен на 4-м этаже находится спортзал с бассейном.

Депо Автово (ноябрь 2021 г.)
Депо Автово (ноябрь 2021 г.)

После осмотра территории отправились внутрь депо. Убедились, что в помещениях комфортно не только железным поездам, но и живым растениям. Такого зелёного депо я ещё не встречала!

По первой линии петербургского метрополитена, которую и обслуживает депо Автово, курсируют как старые синие составы, так и новые — красные.

Депо Автово (ноябрь 2021 г.)
Депо Автово (ноябрь 2021 г.)

Познакомились с новой единицей подвижного состава красной линии. Поезд прибыл за неделю до нашего визита, на тот момент под землю ещё не спускался — только готовился.

Депо Автово (ноябрь 2021 г.)
Депо Автово (ноябрь 2021 г.)

Замечу, что новые составы прибывают в депо по железной дороге. Мы видели железнодорожные пути в ходе экскурсии по территории депо.

Депо Автово (ноябрь 2021 г.)
Депо Автово (ноябрь 2021 г.)

На фотографии виден кусок ещё одно депо. Впритык к Автово за железным забором располагается депо Дачное. В отличие от других метродепо Петербурга оно не эксплуатационное, а ремонтное. Предназначено для ремонта метрошных составов и обслуживает поезда всех линий петербургского метрополитена.

Возможно, не все знают, что до 1977 г. рядом с депо Дачное располагалась одноимённая временная станция метро. Кому интересны подробности, предлагаю обратиться к подробной статье Человека-метро про станцию Дачную. Да, и на другие тематические статьи обратите внимания — у Дмитрия Графова рассказ всегда профессиональный, интересный и познавательный!

Экскурсии по электродепо всегда проводят действующие сотрудники метрополитена, как правило, машинисты-инструкторы. Кроме разговора о конкретным депо экскурсовод рассказывает о том, что представляет собой подземная железная дорога Петербурга, кратко знакомит с историей строительства и развития ленинградского-петербургского метрополитена и, конечно, отвечает на вопросы.

Депо Автово (ноябрь 2021 г.)
Депо Автово (ноябрь 2021 г.)

В завершение экскурсии заглянули на Пост централизации, где в очередной раз убедились, насколько это ответственное дело — выпускать и принимать составы в депо. Пост централизации есть в каждом депо — без него никак.

Правда, в Автово действует ещё советская система управления, на данный момент единственно сохранившаяся в Петербурге. Диспетчеры очень ей довольны и всячески оттягивают момент замены на компьютеры.

Депо Автово (ноябрь 2021 г.)
Депо Автово (ноябрь 2021 г.)

По настрою моей статьи понятно, что я осталась довольна экскурсией. Если промышленный туризм входит в сферу ваших интересов, берите на заметку.

Депо Автово (ноябрь 2021 г.)
Депо Автово (ноябрь 2021 г.)

Другие статьи моего канала доступны здесь. Добро пожаловать)))

Небольшая тематическая подборка о метрополитене:

Москва. Музей метро
Ирина Едошина6 апреля 2020

Добавьте мой канал в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации.

#петербург #метрополитен #метро #депо метро #депо автово #промышленный туризм