Метрополитен — объект режимный. Это знают все. Доступ для пассажиров куда-либо, помимо вестибюлей станций, закрыт. Есть единственное исключение — экскурсионные группы.
В депо петербургского метрополитена можно попасть только в составе организованной группы. Необходимо получить разрешение на экскурсию, заблаговременно предоставить данные участников (паспортные, регистрацию), явиться на экскурсию с оригиналом паспорта (копия не котируется — не пустят), пройти перед экскурсией обязательный инструктаж.
Все подробности (условия, контакты) можно узнать здесь
В метрополитене Петербурга семь депо, на данный момент по территориям четырёх из них водят экскурсии — Южное, Выборгское, Московское (открыли для экскурсантов недавно!) и Автово.
Была в трёх метродепо. Как ходила в Выборгское, рассказывала. Про самое современное депо Южное ещё расскажу. Сегодня на повестке дня старейшее депо петербургского метрополитена — Автово.
Поход в метродепо — это возможность увидеть мир метрополитена изнутри. Депо — это то место, куда вагоны спешат после трудового дня. Здесь они отдыхают, приводят себя в порядок (читай — моются), при необходимости — ремонтируются. Данный функционал, в общем-то, одинаков для всех метродепо не только Петербурга, но и для любого депо метрополитена в каждом из городов, где есть подземка.
Но у каждого петербургского метродепо есть своя фишка. Потому и не ограничиваешься походом лишь в одно депо, а ходишь с удовольствием в каждое.
Скажу больше. Мне не только доводилось попадать в другие депо метрополитена, я и в Автово уже была раньше. Первый визит случился в мае 2017 г. Тогда ездила на ретро-поезде, который как раз и стартует из Автово.
Небольшая ремарка о поездке на ретро-поезде.
Ретро-состав – это четыре вагона. Количество не случайно — именно столько вагонов было в составе поезда при открытии метро. Вагоны в ретро-составе двух типов, кабины машинистов «на ходу», интерьеры тщательно отреставрированы — сохранено рельефное покрытие стен «линкруст» с характерным лимонным оттенком. Все вагоны музеефицированы.
Экспозиция первого вагона называется «С чего все начиналось» и посвящена истории метрополитена. Экспозиция второго вагона рассказывает об особенных станциях петербургского метро и представляет историю подземки в схемах. В третьем вагоне — знакомство с историей подвижного состава с демонстрацией небольшого видеофильма, в четвертом организована выставка «Несвершившиеся проекты метро». Так выглядел ретро-состав в 2017 г., когда я была на экскурсии.
За ответами на вопросы: «Как попасть? Стоимость? Что входит в экскурсию?» к специалистам сюда.
При поездке на ретро-поезде как таковой экскурсии по территории депо не предполагается. Но пока шли к месту посадки в поезд, начальную информацию о депо, подвижном составе, терминологии получили, территорию Автово увидели.
Во время экскурсии по депо и рассказ, и показ, конечно же, получились более подробными и обширными. Смогла увидеть не охваченные в прошлый раз объекты.
Что же удалось за два экскурсионных часа? И какие автовские фишки удалось увидеть?
Узнали, что на территории депо есть платформа «Солнечная», которая только «для своих» — с неё состав забирает сотрудников метрополитена. Служебная платформа в Автово, пожалуй, единственная действующая наземная открытая станция на данный момент в Петербурге!)
Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что Автово – это депо-музей. Это первое метродепо в Ленинграде — Петербурге. Было открыто в 1955 г. месяцем позже пуска первой линии ленинградского метрополитена. Надо заметить, что до 1972 г. оставалось единственным в городе, а в период с 1967 по 1972 Автово обслуживало составы сразу трёх линий метро.
Безусловно, депо Автово самое красивое! Чего только стоят узнаваемые автовские башни!!! Оценили их с близкого расстояния. Недавно завершилась реставрация исторического здания депо, построенного в 1955 г. Вот никак не могла предположить, что в одной из башен на 4-м этаже находится спортзал с бассейном.
После осмотра территории отправились внутрь депо. Убедились, что в помещениях комфортно не только железным поездам, но и живым растениям. Такого зелёного депо я ещё не встречала!
По первой линии петербургского метрополитена, которую и обслуживает депо Автово, курсируют как старые синие составы, так и новые — красные.
Познакомились с новой единицей подвижного состава красной линии. Поезд прибыл за неделю до нашего визита, на тот момент под землю ещё не спускался — только готовился.
Замечу, что новые составы прибывают в депо по железной дороге. Мы видели железнодорожные пути в ходе экскурсии по территории депо.
На фотографии виден кусок ещё одно депо. Впритык к Автово за железным забором располагается депо Дачное. В отличие от других метродепо Петербурга оно не эксплуатационное, а ремонтное. Предназначено для ремонта метрошных составов и обслуживает поезда всех линий петербургского метрополитена.
Возможно, не все знают, что до 1977 г. рядом с депо Дачное располагалась одноимённая временная станция метро. Кому интересны подробности, предлагаю обратиться к подробной статье Человека-метро про станцию Дачную. Да, и на другие тематические статьи обратите внимания — у Дмитрия Графова рассказ всегда профессиональный, интересный и познавательный!
Экскурсии по электродепо всегда проводят действующие сотрудники метрополитена, как правило, машинисты-инструкторы. Кроме разговора о конкретным депо экскурсовод рассказывает о том, что представляет собой подземная железная дорога Петербурга, кратко знакомит с историей строительства и развития ленинградского-петербургского метрополитена и, конечно, отвечает на вопросы.
В завершение экскурсии заглянули на Пост централизации, где в очередной раз убедились, насколько это ответственное дело — выпускать и принимать составы в депо. Пост централизации есть в каждом депо — без него никак.
Правда, в Автово действует ещё советская система управления, на данный момент единственно сохранившаяся в Петербурге. Диспетчеры очень ей довольны и всячески оттягивают момент замены на компьютеры.
По настрою моей статьи понятно, что я осталась довольна экскурсией. Если промышленный туризм входит в сферу ваших интересов, берите на заметку.
Другие статьи моего канала доступны здесь. Добро пожаловать)))
Небольшая тематическая подборка о метрополитене:
Добавьте мой канал в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации.
#петербург #метрополитен #метро #депо метро #депо автово #промышленный туризм