Российский рубль продолжает искать свой «оптимальный курс». Еще в июле на Московской Бирже за доллар давали от силы 55–60 рублей, а уже в первую неделю августа его стоимость поднялась выше 62 рублей. Что не так с отечественной валютой, а заодно о других событиях на рынках — в еженедельном обзоре аналитиков УК «Альфа-Капитал».
Америке есть куда расти
Резкое повышение ставки ФРС не было неожиданным для рынка, ведь каких-то экстренных мер по обузданию инфляции от регулятора ждали уже давно. А тут еще Пауэлл прозрачно намекнул, что дальше ФРС будет действовать осторожнее, чтобы не доводить дело до рецессии. Все это позитивно сказалось на настроениях инвесторов, все главные индексы США на прошлой неделе ощутимо подросли: S&P500 поднялся на 4,3%, а технологический NASGAQ — на 4,7% (за месяц он подрос на 10,8%). Похоже, что принцип «плохие новости — это хорошие новости» продолжает действовать, считают в УК «Альфа-Капитал», и инвесторы начинают закладывать если не снижение ставки, то сокращение темпов ее повышения.
Дальше все будет зависеть от макроэкономики (на рынке труда пока все хорошо, а спрос на товары повседневного спроса не падает), а также от того, насколько успешной окажется отчетность компаний. На этой неделе ожидается, что 50% компаний, входящих в индекс S&P500, опубликуют отчетность.
Рубль идет к оптимальному курсу?
В понедельник, 1 августа, курс доллара на торгах МосБиржи ушел далеко за 62 рубля, по сути, вернувшись к майским значениям. Дело не столько в подешевевшей нефти (стоимость барреля Brent снизилась до 103 долларов), сколько в газе. Как считают аналитики «Альфа-Капитала», поводом для ослабления рубля стали новости о еще большем сокращении прокачки газа через «Северный поток — 1». Уже сейчас через него идет всего 20% от запроектированной мощности, что привело к очередному витку цен в Европе: стоимость газа поднялась выше 2000 долларов за кубометр.
С этого года за газ страны ЕС обязаны платить в российской валюте, которая, поступая на банковские счета, обменивается на рубли. Поэтому влияние этих операций на баланс спроса и предложения на валютном рынке гораздо выше и сильнее, чем, скажем, от торговых операций с нефтью или металлами. Пока рублю далеко до «оптимального курса» в 70–80 рублей за доллар, но в перспективе власти готовятся ввести новое бюджетное правило, а также может вырасти параллельный импорт. Недавно в СМИ появилась информация об увеличении выдачи валютных кредитов, причем, судя по всему, спрос на них идет со стороны небольших компаний-импортеров.
Инвесторы вспомнили о золоте
После решения ФРС повысить ставку стоимость золота опять пошла вверх. В Лондоне тройская унция торговалась выше 1777 долларов. Аналитики УК «Альфа-Капитал» не исключают, что на цены повлияла реакция инвесторов, традиционно воспринимающих благородный металл как способ защитить капитал от инфляции, особенно в свете риска рецессии в экономике США.
Но, увы, пока золото слабо оправдывает статус защитного актива, ведь еще в конце июня тройская унция торговалась выше 1850 долларов. Это выше, чем в начале года, но до рекордных 2060 долларов золоту пока еще далеко. Хотя спрос на золото уже растет: по данным World Gold Council, во втором квартале центральные банки приобрели в резервы почти 180 тонн этого металла, что в несколько раз больше, чем в третьем и четвертом кварталах 2021 года. Также вырос спрос на золото со стороны частных инвесторов и ювелирной промышленности, в частности в Индии.