В XVI веке на Руси появились и стали активно распространяться легенды о благородном разбойнике Кудеяре, который грабил богатых и одаривал бедных. А еще говорили в народе, что был этот разбойник сыном Великого князя Василия III и его первой жены Соломонии Сабуровой. Соломонию он, якобы за бездетность, сослал в монастырь, а сам женился на молодой красавице Елене Глинской. То есть, получается, этот разбойник является старшим братом царя Ивана Васильевича. А значит, он имел преимущественное право на престол. Возможно ли такое?
О том, что случилось с Соломонией и о рождении сына я писала здесь:
Итак, Соломония в монастыре родила сына Георгия (Юрия) и спрятала его от царя и его молодой жены, опасаясь за жизнь ребенка. Что дальше могло с ним произойти?
Из царевича в разбойники
Где лучше всего спрятать претендента на престол, которого хотят извести? Конечно, у официального врага. Согласно одной из легенд, маленького Георгия верные люди отвезли в Крым, к татарам. Там он и получил татарское имя – Кудеяр, которое означает «возлюбленный Господом». Когда мальчик подрос, ему дали небольшое войско и отправился он на Русь. Но почему-то отвоевывать царский престол не стал, а занялся разбоем. И нажил он разбоем несметные сокровища (хотя и раздал много беднякам), и спрятал их в своей пещере, и зарыл в сундуках по разным краям.
А еще гласили легенды, что был Кудеяр великим колдуном и использовал колдовство для грабежей и обогащения. Ведь банды Кудеяра практически одновременно орудовали в разных местах на довольно большой территории, поэтому без колдовства здесь не обойтись, да и сам он оставался неуловим. То, что могло действовать сразу несколько отрядов – в голову не приходило. Поэтому ходили легенды о его колдовских способностях, ведь второе значение его имени – «Колдун».
Он принес много беспокойства Ивану Грозному
Был или не был Кудеяр колдуном, сейчас не так интересно. Гораздо интереснее тот факт, что Иван Грозный знал о существовании не просто разбойника, а, вероятно, своего старшего брата. И это его очень беспокоило – ведь тот имел на престол больше прав.
Так, в 1566 году Иван Грозный затребовал из хранилища документы и прочие бумаги, связанные с разводом его отца Василия III и Соломонии Сабуровой. В «Описи царского архива» даже сделана пометка: «Взял к себе Государь». И после этого сундучок с документами исчез бесследно. Значит, царю очень не хотелось, чтобы кто-то прочел то, что там было написано.
Иван Васильевич даже учинил тщательное расследование. Но работа велась в крайне секретных условиях и результаты расследования также исчезли.
Все это позволяет думать, что все-таки сын у Соломонии был, и он вовсе не умер в младенчестве.
Что произошло с Кудеяром?
Так если Кудеяр был, и был он царским сыном, то что могло с ним произойти дальше?
Немецкий историк Одерборн считает, что Иван Грозный долго искал брата, нашел и убил. Стоило пройтись слухам, что где-то появился разбойник Кудеяр со своим отрядом, туда сразу оправлялось царское войско, которое жестоко уничтожало разбойников. Подтверждением таких предположений является тот факт, что в 1572 году царь Иван Васильевич в своей Духовной грамоте каялся перед сыновьями. Он признавал, что совершил тяжкий грех, хуже того, что учинил Каин. А Каин, как известно, убил собственного брата.
Есть и другая версия его кончины. Кудеяр совершил много зла, но потом ужаснулся содеянным злодеяниям, раскаялся и отправился замаливать грехи на Север, в Соловки. Там он монашествовал и был похоронен.
Настоятель Соловецкого подворья в Кеми, игумен Симеон, говорил, что в этом нет ничего удивительного, ведь монастырь в Соловках существует более пяти веков и всегда привлекал самых разных людей.
Правда, кладбище то не сохранилось.
Так был или нет у Ивана Грозного старший брат, разбойник Кудеяр?
Скорее всего, сын у Соломонии Сабуровой действительно был, и он не умер в детстве.
Скорее всего, разбойник Кудеяр действительно существовал, а не был просто персонажем народных легенд.
Но был ли Кудеяр сыном Василия III и Соломонии? На этот вопрос вряд ли можно найти однозначный ответ. Но, во всяком случае, Иван Васильевич Грозный этого ответа очень боялся.