Найти тему
История

Без нее Юрий Кнорозов не разгадал бы письменность майя

Но в России о ней почти ничего не знают. Знакомьтесь: Татьяна Авенировна Проскурякова — американский археолог, почетный доктор университета Тулейн в Луизиане. Обо всем по порядку.

Все началось с Петра I. В 1698 году царь сослал одного из стрельцов, поднявших против него бунт, в Сибирь. Так род Проскуряковых обосновался в Томске.

В 1909 году в семье инженера и химика Авенира Проскурякова родилась дочь Таня. До 1915 года семья жила в России, но в разгар Первой мировой войны Авенира Павловича отправили в США следить за качеством боеприпасов, поставляемых оттуда на фронт. После революции 1917 года Проскуряковы решили остаться в Америке.

Татьяна окончила университет штата Пенсильвания по архитектурной специальности аккурат в начале Великой депрессии. Работы для нее не было, и пришлось устроиться в универмаг. Но тяга к профессии была так сильна, что Татьяна за минимальную плату делала рисунки для университетского музея. На них обратил внимание археолог Линтон Саттертуэйт-младший. Ему как раз нужен был художник для экспедиции в Пьедрас-Неграс. Руины этого города майя могли многое рассказать о некогда великой цивилизации. Татьяна, не раздумывая, согласилась поехать в Гватемалу. Там и проявился ее талант как исследователя.

В своей первой экспедиции Татьяна сразу же сделала открытие. Изучая местный рельеф, Саттертуэйт пришел к выводу, что все холмы имеют природное происхождение. Проскурякова спорила с ним, говоря, что один из холмов — это на самом деле пирамида. Она оказалась права.

Исследуя руины, Татьяна делала рисунки зданий и скульптур, какими они могли бы выглядеть тогда, в эпоху царства майя. Позже она изучала и реконструировала иероглифы на стелах. Именно Проскурякова доказала, что в текстах майя зафиксированы события из жизни царей, привязанные ко времени их правления.

В 1953 году Татьяна Авенировна перевела на английский статью Юрия Кнорозова «Древняя письменность Центральной Америки». Она понимала огромное значение той работы, которую проделал ее заокеанский коллега, сидя у себя в крохотном кабинете в Ленинграде, и очень хотела с ним встретиться.

Только в 1970 году Татьяне Проскуряковой удалось единственный раз в жизни побывать в стране, где она родилась. Конечно, главной целью был Ленинград и Кнорозов. По ее воспоминаниям, она смогла пообщаться с Юрием Валентиновичем, но при их беседах всегда присутствовал кто-то третий. Агенты КГБ, как считала Проскурякова.

Последние годы жизни Татьяна Авенировна болела. Как-то в молодости отец при ней запретил курить знакомой даме в ресторане — мол, не женское дело. Проскурякова курила с 16 лет и до конца своих дней. Упрямство было ее чертой. Упорство в достижении научных целей стало кредо.

Воспитанная в семье ученых, Татьяна Авенировна имела почти машинный склад ума, всегда искала верные взаимосвязи. Если была в чем-то уверена, то жарко спорила и доказывала свое. Но работала она в одиночку, такая добровольная самоизоляция. Этим два гения были похожи: Юрий Кнорозов тоже был нелюдим и свои открытия совершал в одиночестве.

На фото из коллекции Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета Татьяна Проскурякова запечатлена во время экспедиции 1936 года, той самой первой в ее жизни. Сибирячка из рода, ведущего начала от стрельца-бунтовщика, она оказалась на другом конце света и устроила настоящую революции в маянистике.

В 1985 году Татьяны Авенировны не стало. А в 1994-м наконец увидел свет главный труд ее жизни, над которым она работала 20 лет, — книга «История майя». Четырьмя годами позже археолог Дэвид Стюарт захоронил урну с прахом Проскуряковой на самой высокой точке Акрополя в древнем городе майя.

Наука
7 млн интересуются