Найти тему
ALFAVIT

Эволюция V12 от BMW (начало): М70

В начале 1970-х гг. в концерне BMW, в связи с планами обосноваться и укрепиться в представительском классе, пришли к выводу о необходимости своего 12-ти цилиндрового мотора.

В 1974г. был построен 5,0-литровый V12 с индексом М33 мощностью 300 л.с., однако двигатель получился слишком тяжёлым - он весил 315 кг, что было неприемлемо ни для производившейся модели Е3, ни для перспективной «семёрки» Е23.

Двумя годами позже рассматривался проект V12 на базе двух блоков нового рядного шестицилиндрового М69, кубатурой более 6 литров, но эти разработки также были свёрнуты.

Следующая попытка была в 1977г. – новый агрегат, уже с индексом М66 выпустили сразу в двух вариантах рабочего объёма: 3,6 и 4,5 литра. Борьба с лишним весом шла успешно – двигатель 4,5 литра был на 40 кг легче пятилитрового предшественника М33 и развивал 275 л.с.

Однако последствия нефтяного кризиса 1973г. ещё долго влияли на мировую автомобильную промышленность, и в BMW решили не рисковать с запуском в серию такого априори прожорливого мотора.

BMW 6-series V12 prototype
BMW 6-series V12 prototype

К рождению первого серийного V12, как ни странно, стал причастен основной конкурент в лице Mercedes 500SE (W126) c V8 мощностью 228л.с.

Требовался адекватный ответ – 1 декабря 1982г. в Мюнхене заложили двигатель, в будущем получивший индекс М70 и выпускавшийся с 1987 по 1996 годы. Мотор обкатывался с 1984 по 1987 годы на прототипах 6-серии в кузове Е24.

Итак, двигатель M70B50 представляет собой 5,0-литровый (4988 см³) 24-клапанный V12, блок цилиндров выполнен из материала «алюсил» (алюминиевокремниевый сплав), головки блока алюминиевые.

Двигатель M70B50
Двигатель M70B50

Мощность составляет 296 л.с., крутящий момент 450 Нм. Хотя M70 имеет свой собственный уникальный дизайн - лучше всего его можно представить как пару 2,5-литровых шестерок M20, соединенных с углом развала блоков в 60º.

BMW 750iL (E32)
BMW 750iL (E32)

На основе данного мотора, в качестве демонстратора технологий, был создан уникальный V16 объемом 6,7 литров, о котором есть отдельная статья.

Силовые агрегаты М70В50 ставились на BMW в кузове E32 - 750i, 750iL (1987-1994) и BMW в кузове E31 - 850i (1990-1994). Доработанная версия мотора S70B56, с мощностью 375 л.с. и моментом 550 Нм, устанавливалась на BMW 850CSi (1992-1996).

Продолжение следует...

Что ещё почитать:

"Bristol 403 – последняя модель в стиле BMW"

"BMW 1500 (Е115) – первенец «нового класса» баварских седанов"

"Модельный ряд BMW в 1963 году: что предлагали баварцы в Германии"