Найти в Дзене

Как продавцам маркетплейсов списывать товары, чтобы уменьшить налоговую нагрузку

Оглавление

Под списанием товаров подразумевают уменьшение налогооблагаемой выручки от той суммы, которую продавец потратил на закупку товара. Когда товар продали, он испортился или утратил товарный вид, его списывают, то есть вычитают закупочную стоимость из полученной выручки. Получается, что налог уменьшается, потому что его платят с оставшейся прибыли, а не со всего дохода.

Методы списания прописаны в Налоговом кодексе. Всего их три: по стоимости каждой единицы товара, по средней себестоимости, по ФИФО. В статье расскажем про каждый и выберем самый выгодный для тех, кто торгует на маркетплейсах.

По стоимости каждой единицы товара

Суть метода заключается в том, что при продаже одного конкретного товара с остатков списывают именно эту купленную ранее единицу и её себестоимость.

Метод применяют, когда важна точность. Он подойдёт тем, кто продаёт дорогие штучные товары: автомобили, спецтехнику, ювелирные украшения, дома по индивидуальному проекту, произведения искусства. Когда товар штучный, в учёт при списании вносится именно та цена, по которой он был поставлен.

Олег Лобов,
директор бухгалтерской компании «Бизнес Система»,
эксперт по налогообложению и финансовой безопасности

Этот метод также подходит для уникальных, но недорогих товаров. Например, для результатов ручной работы — вязаных изделий, портретов, украшений, посуды. В этом случае списывается сумма, потраченная на закупку материалов для производства.

Метод не подходит для розницы и вряд ли пригодится тем, кто торгует на маркетплейсах. Здесь мало уникальных товаров, зато много массовых продуктов, а вести поштучный учёт при большом количестве разных товаров очень трудоёмко. Продавцам маркетплейсов пригодятся два других метода списания — по средней себестоимости и по ФИФО.

По средней себестоимости

По этому методу рассчитывается среднее арифметическое от себестоимости товаров. То есть общую стоимость купленных товаров делим на их общее количество.

Метод подойдёт для учёта любых товаров широкого потребления: одежды, обуви, игрушек, косметики. Он особенно выгоден для тех товаров, цена на которые постоянно меняется как в большую, так и в меньшую сторону.

Этот метод самый неточный. Я бы воспользовался им только в том случае, если у компании маленький товарооборот и нет необходимости применять учётные программы, так как по этому методу легко посчитать себестоимость товара даже на калькуляторе. Также метод подойдёт тем, у кого себестоимость постоянно растёт и кому нужно отсрочить уплату налога на прибыль.

Олег Лобов,
директор бухгалтерской компании «Бизнес Система»,
эксперт по налогообложению и финансовой безопасности

Метод средней себестоимости — самый простой для учёта. Средняя стоимость товаров рассчитывается по такой формуле:

-2

А стоимость списанных за месяц товаров вычисляется так:

-3
У метода средней себестоимости есть существенный недостаток. Точно посчитать себестоимость можно только после завершения месяца и учёта всех поставок товара, которые были сделаны до начала следующего месяца.

Тамара Касьянова,
генеральный директор «Аудиторской группы „2К“ »

Допустим, мы торгуем яблоками. 2 июня мы купили 500 кг, 16 июня — 700 кг, 27 июня — 650 кг. При этом каждая следующая партия обходилась дешевле предыдущей, так как удалось договориться с поставщиком о скидке. Рассчитать среднюю себестоимость одного килограмма яблок мы сможем, только когда расплатимся за все партии.

По методу ФИФО

Суть метода заключается в том, что первыми выбывают с учёта товары, поставленные на учёт первыми. Отсюда и название метода FIFO: от английского first in, first out — «первый пришёл, первый ушёл».

Это точный метод для большого товарооборота. Его выгодно применять в ситуации, когда закупочные цены постоянно снижаются, при этом цена продажи остаётся неизменной. В этом случае стоимость списанных товаров будет наибольшая, а стоимость товаров на остатке минимальная. Но такие ситуации встречаются довольно редко, так как цены нестабильны, особенно сейчас.

Олег Лобов,
директор бухгалтерской компании «Бизнес Система»,
эксперт по налогообложению и финансовой безопасности

Метод ФИФО самый популярный в рознице. Чаще всего его применяют для товаров, у которых короткий срок годности. Например, для продуктов питания или косметики. Это помогает соблюсти сроки и выставить на продажу более поздний привоз, а свежий придержать.

За исключением случаев, когда важен срок годности, необязательно сначала отгружать товары из более ранней поставки — это используется в расчётах как допущение. А себестоимость товаров, которые продаются первыми, считается по цене остатков из самой «старой» поставки. Когда остатки заканчиваются, списание идёт по цене следующей по времени поставки, затем — следующей и т. д.

Тамара Касьянова,
генеральный директор «Аудиторской группы „2К“ »

Вернёмся к примеру с яблоками. Первую партию мы заказали 2 июня по 30 ₽ за килограмм, а 16 июня нам продали яблоки по 27 ₽ за килограмм. Неважно, яблоки из какой партии мы будем продавать 17 июня, списывать мы их можем по первой цене — 30 ₽ за килограмм, хотя отпускная цена при этом не изменится. Таким образом мы «уменьшаем» прибыль и налог, который мы с неё заплатим.

Какой вид списания выгоднее

А теперь сравним метод средней себестоимости и метод ФИФО — именно они лучше подходят для работы на маркетплейсах. Посчитаем выгоду на двух примерах — дешёвых школьных тетрадях и дорогих хлебопечках.

Пример 1. Школьные тетради

  • Организация находится на общей системе налогообложения.
  • Остаток тетрадей на начало месяца — 500 штук, закупочная стоимость — 5 ₽ за штуку.
  • За месяц куплено 2 партии тетрадей: 250 штук по 4,50 ₽ и 250 штук по 3,90 ₽.
  • Тетради продаются по 13 ₽ (с учётом НДС), за месяц продано 950 штук.

1. Метод средней себестоимости.

-4

2. Метод ФИФО.

По методу ФИФО получается, что 500 тетрадей продали из имеющегося на начало месяца остатка по 5 ₽ за штуку, потом продали ещё 250 из первой партии по 4,50 ₽ за штуку, а затем — 200 тетрадей из второй партии по 3,90 ₽ за штуку.

-5

Получается, что метод ФИФО выгоднее на 7 ₽ (1 184 − 1 177). Это не значит, что мы сэкономили. Мы просто отсрочили уплату налога на прибыль, то есть оставили деньги в обороте. Сэкономленный налог мы заплатим, когда продадим оставшиеся тетради.

Пример 2. Хлебопечки

  • Организация находится на общей системе налогообложения.
  • Остаток хлебопечек на начало месяца — 20 штук, закупочная стоимость — 15 500 ₽ за штуку.
  • За месяц куплена одна партия хлебопечек: 70 штук по 14 750 ₽.
  • Хлебопечки продаются по 23 900 ₽ (с учётом НДС), за месяц продано 82 штуки.

1. Метод средней себестоимости.

-6

2. Метод ФИФО.

По методу ФИФО получается, что 20 хлебопечек продали из имеющегося на начало месяца остатка по 15 500 ₽ за штуку, потом продали ещё 62 хлебопечки по 14 750 ₽ за штуку.

-7

Получается, что метод ФИФО выгоднее на 266,60 ₽ (82 000 — 81 733,40).

Метод ФИФО более точный и позволяет платить налог на прибыль исходя из реальных показателей. Метод средней себестоимости позволяет усреднять данные и рассчитывать налог на прибыль с меньшими колебаниями. При постоянном снижении стоимости закупаемого товара можно использовать метод ФИФО, чтобы отсрочить уплату налога на прибыль. При постоянном росте закупочной стоимости можно использовать метод средней себестоимости, чтобы уменьшить налог на прибыль.

Олег Лобов,
директор бухгалтерской компании «Бизнес Система»,
эксперт по налогообложению и финансовой безопасности

Если вы торгуете на маркетплейсах, самое важное правило — это купить подешевле и продать подороже. Методы списания позволяют учитывать временну́ю стоимость денег. Посмотрите, как меняется закупочная цена, и в соответствии с этими изменениями выбирайте подходящий метод.

Списать можно максимум ту сумму, в которую вам обошёлся товар. Если по какой-то товарной позиции к концу месяца распродали все остатки, сумма списания по этому товару будет одна и та же, независимо от метода списания. Также метод списания не имеет значения, если у вас стабильная экономика и цены практически не меняются.

Тамара Касьянова,
генеральный директор «Аудиторской группы „2К“ »