В любом рассказе про Рим и его завоевание Италии непременно упоминается Латинский союз (федерация), но мало кто рассказывает что это за зверёк такой и чем он важен. Сейчас я исправлю это упущение.
Вообще Италия в 8-6 веках до н.э. представляла собой инкубатор совершенно особой средиземноморской культуры. С одной стороны тут, как и в Греции, шёл процесс разложения племенной структуры и становления городских общин. С другой, в отличии от Греции - племя, развалившись на разные общины, продолжало сохранять единство культов, обычно организованных вокруг самого уважаемого святилища. Эта сакральная связь, ещё более усиливалась общностью культуры и происхождения, создавая естественные условия для формирования религиозного союза.
В Италии 8-6 веков до н.э. таких федераций, основанных вокруг религии, было немало - в каждой области у каждого племени была своя. Не обошёл стороной этот процесс и латинов. Латинский союз, как не сложно догадаться, объединял большую часть латинских общин в Лации. Сформировался он вокруг святилища Юпитера Лациарского на Альбанской горе у древней общины Альба-Лонга. В 8 веке до н.э. это был сильный город, осуществлявший активную колонизацию по всему Лацию. Многие латинские общины боялись, но уважали Альбу-Лонгу, чьи жители уже тогда возводили свою родословную к мифическому Энею (Троянский миф рано проник в Лаций благодаря связям греческими колонистами с юга). Но к 7 веку до н.э. Альба-Лонга потеряла былое могущество, а на первый план выдвинулись другие общины. Тем не менее, слабый лидер Латинского союза устраивал прочих членов союза - имея сакральную власть у Альбы не хватило бы сил и ресурсов конвертировать её в власть реальную.
Несколько раз в год аристократы общин-членов союза собирались на Альбанской горе для участия в ритуалах, главным из которых были игры, устраиваемые летом. Там же выбирали верховного жреца союза, считавшегося и его формальным лидером. Естественно, что собираясь в одном месте, элиты общин не могли не обсуждать общие проблемы, заключать деловые договоры и даже военные союзы. Что очень удобно - не отходя от кассы на все подобные соглашения можно было получить благословение богов.
Наличие общих сакральных, политических и деловых интересов подталкивало членов союза и к более тесной правовой интеграции. Все общины-члены Латинского союза поддерживали общее гражданско-правовое поле: каждый гражданин союза, мог переселиться в другую общину федерации и получить там полный набор гражданских прав. Но даже не переселяясь все граждане общин имели общефедеральный набор прав: право на брак, право на коммерцию, право миграции. Таким образом формально чисто религиозный союз уже в своей основе нёс зёрна интеграционных механизмов, чего, например в Греции означенного периода не наблюдалось.
Тем не менее дальнейшая централизация таких союзов в Италии тормозилась наличием в них нескольких центров силы, каждый из которых боролся за собственное первенство. Но Латинскому союзу повезло и не повезло одновременно, так как у него был враг/друг/союзник в лице Рима. Хотя Вечный город и был населён преимущественно латинами и вёл частично свою историю от жителей Альбы-Лонги, но частью Латинского союза он не был, хотя римлянам и не мешали посещать федеральные собрания. Вот только самих римлян такое положение вещей не очень устраивало - они хотели стать частью союза, причём сразу главной.
Столь дерзкие идеи были у римлян вообще неспроста. Окружённый со всех сторон потенциальными врагами, город единственными своими союзниками видел как раз таки родственных латинов. При этом сама община Рима всё ещё представляла собой, как бы помягче выразиться.. сброд. Римляне с радостью принимали к себе любых приезжих, с любым статусом и происхождением. Вот только для соседних латинов делиться правами с… кхм… этими… не очень то хотелось. Римляне всё это терпели, пока не стали настолько сильными, что смогли бросить вызов Альбе-Лонге. Формально поводом стала старая обида на изгнание из города Ромула и Рема,фактически же была поставлена цель подчинить Альбу и на основании этого потребовать главенства в Латинском союзе. Зачем? Для того, чтобы утвердить собственную гегемонию в Лации, получить крепкий тыл и начать жрать этрусков.
С первой частью плана всё вышло хорошо - город захватили, местным отсыпали римского гражданства и на основании того, что альбанцы это теперь римляне потребовали признать их главенство в союзе. Вот только прочие города федерации, собравшись в святилище у Ариция решили не принимать ультиматум римлян, а сопротивляться. Для этого доселе религиозный союз вынужден был принят форму военно-политического объединения. Теперь у союза был не только духовный лидер, который всё так же ничего не решал, но и общий командующий. Правда, уже тут проявился тот факт, что в союзе не было явного лидера - несколько городов оспаривали своё первенство, а выбранный союзный главнокомандующий не имел никаких прав приказывать союзным войскам, он мог только рекомендовать. Равно как и союзники могли по своему усмотрению соглашаться или нет с военной кампанией. Это-то и привело к тому, что формально более многочисленные латины не смогли победить Рим и всё свелось к статусу-кво: Рим продолжал находиться вне Латинского союза, но при этом был как бы его союзником.
Рим такое положение устроило, но лишь отчасти. Пока латины начали выяснять кто должен быть в союзе хозяин, хитрые римляне сменили тактику. Начиная с пятого римского царя Тарквиния Древнего ключевой целью правителей этой небольшой династии, в которую также входил приёмный сын Тарквиния Сервий Туллий и внук - Тарквиний Гордый, стало налаживание династических связей с правителями городов Латинского союза. Используя, как династические браки, так и институт гостеприимства (сакральный взаимный договор по которому две семьи/рода соглашались оказывать друг другу взаимные услуги), римские правители наладили дружеские и даже партнёрские отношения с элитами латинов. Благодаря этому Рим и его правители стали восприниматься многими латинами не как потенциальная угроза, а как друг и союзник.
Находясь как бы вне Союза Рим формально не мог претендовать на главенство в нём, а его правитель пользовался хорошей репутацией и авторитетом, что позволило Сервию убедить собрание союза в том, что он выступил бы лучшим его лидером, чем многие местные, так как был нейтральной стороной. Доводы царя убедили латинов и те согласились сделать Сервия главой этого объединения, но как частное лицо, а значит Рим формально в союз не вошёл. Но при этом фактически с этого момента Рим начал подминать под себя латинов. Первым шагом стал перенос общефедерального святилища поближе к Риму - на Авентин, в тот момент, находившийся за чертой города.
Следующий логический шаг сделал уже Тарквиний Гордый, свергнувший Сервия Туллия. Будучи членом одной и той же династии он подтвердил все прежние договора и упрочил связи с правителем Тускула и ещё нескольких общин Лация, заключив династический брак. Таким образом объединив вокруг своей фигуры ряд политических элит Латинского союза, Тарквиний решил совершить маленький переворот: на очередной федеральной сходке он обвинил лидера города Ариций, тоже претендовавшего на первенство в союзе, в попытке узурпации власти в союзе путём убийства участников мероприятия. Всё это была грамотная подстава, но отлично сработавшая. После этого союзники Тарквиния провели чисточки, всех альтернативных претендентов немножко репрессировали и устроили небольшой передел земли. Все остались довольны, так как после этого власть в союзе захватил условный клан Тарквиния, объединявший в себе несколько тесно связанных правящих родов крупных общин Лация.
Для закрепления успеха Тарквиний оформил официальный союз Латинского союза и Рима, где Вечный город играл первую скрипку: Рим и латины формировали единую армию под единоначальным руководством Рима и вели совместную внешнюю политику. Формально общесоюзные вопросы решались на сходках, но фактически Тарквинием и его союзниками, чьё доминирование было подкреплено полным контролем над армией союза. Общины союза всё ещё сохраняли внутреннюю автономию, но в вопросах войны и мира должны были обязательно заручаться поддержкой Рима. Вероятно, в дальнейшем Тарквиний планировал посадить во всех городах союза своих родственников, как правителей, закрепив династически произошедшие изменения. Но сделать этого он не успел, будучи свергнут недовольными римскими патрициями.
Второй раз за 100 лет Рим оказался в состоянии войны с латинами, так как Латинский союз поддержал Тарквиния в его желании возвратить престол. Некоторые общины, надеялись таким образом добиться от Рима послаблений, другие желали вернуть тарквиниевские порядки, как гарант их господства. Но Рим был уже не той маленькой общиной, что прежде и не просто вытянул войну против латинов, к которым присоединились и прочие враги римлян, но и выиграл, заставив Латинский союз принять гегемонию Рима. С этого момента Латинский союз фактически терял субъектность, его общины сохраняли внутреннее самоуправление, объявлялись римскими союзниками, но все вопросы войны и мира решал теперь римский сенат. При этом вопрос взаимного признания гражданства всё ещё не поднимался.
Всё изменилось лишь в 4 веке до н.э., с развитием института муниципиев в Риме. После очередной войны с латинами, римляне решили переформатировать отношения внутри союза, превратив города союза в муниципии: их общины получили так называемое латинское право, дававшее широкий набор гражданских прав, признаваемых Римом. При этом римское право превалировало над латинским и в случае миграции латин, переселившись в Рим получал лишь ограниченный набор прав, соответствующих латинскому гражданину, в то время, как римский гражданин переселившийся в латинскую общину получил бы полный гражданский статус.
В последующие столетия роль Латинского союза будет всё уменьшаться, хотя латины и будут пытаться обратить вспять процессы интеграции в Республику, но точка невозврата будет уже пройдена. Фактически, именно опыт взаимодействия с Латинским союзом создал ту Республику, что мы знаем. Именно у латинов римляне подглядели основы права с разделением его на ряд отдельных прав (ius). Именно на латинах, римляне отработали муниципальный принцип, который принесёт им Италию на блюдечке с голубой каёмочкой - наделение общин набором отдельных прав, определяющих их статус относительно Рима. Наконец именно с латинами Рим натренировался в тактике разделяй и властвуй. Весь этот опыт, накопленный за 6-4 века до н.э., будет по полной использоваться Римом, а сама модель Латинского союза, станет основой Италийского союза, которым фактически и будет Республика в 4-1 веках до н.э. Рим, как внешний игрок, пользуясь свободой манёвра, сумел реализовать то, что не смог сделать ни один член Латинского союза - набрал вес и смог прожать остальных членов союза. А так как сам метод сработал, то дальше его будут только масштабировать и Италия вздрогнет от чеканной поступи римских легионов.
Автор - Владимир Герасименко
Читайте другие статьи автора по тегу #герасименкокат