Новый демпферный механизм: к чему готовиться инвестору
В начале марта 2022 года правительство объявило, что демпферный механизм для нефтяной отрасли будет скорректирован, а 14 июля президентом был подписан закон, предусматривающий изменение демпфирующего механизма для цен на бензин, что напрямую сказалось на доходах нефтяников. Давайте разбираться, в чем же тут суть.
Если говорить совсем просто, то демпфер – это механизм, смягчающий колебания цены на тот или иной товар на внутреннем рынке. В настоящее время цепочка поставок нефтепродуктов к потребителю выглядит так:
1. Нефть, добытая нефтяными компаниями, либо отправляется на экспорт, либо поставляется на НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы) внутри страны.
2. На НПЗ из нее получают бензин, керосин, дизель и другие нефтепродукты, которые или экспортируются, или поставляются по цене биржи на внутренние точки продаж (АЗС).
3.Топливо попадает к конечному потребителю по розничной цене.
При росте мировых цен на нефть маржинальность НПЗ испытывает давление, что приводит к росту оптовых цен, а затем и розничных. Мы, конечные потребители, а также бизнес, вынуждены переплачивать за бензин и иное топливо, что приводит к ухудшению нашего финансового положения и затрудняет деятельность в отдельных отраслях.
Вот именно для того, чтобы сгладить влияние мировых нефтяных котировок на внутренние цены и придуман регуляторный механизм, называемый просто – демпфер. Суть его в следующем: если экспортная цена выше условной внутренней цены, то бюджет компенсирует нефтянке часть разницы, чтобы НПЗ могли поставлять топливо на внутренний рынок по прежним ценам. Если же экспортная цена ниже условной, то, наоборот, нефтяные компании компенсируют бюджету данную разницу.
Однако в связи с тем, что условная цена мало связана с реальной рыночной, иногда за счет выплат по демпферу продажи бензина становятся для компаний убыточными (так было в апреле 2020, когда мировые цены на нефть упали ниже 40$ за баррель).
Вступивший в силу закон, корректирующий демпфер для цен на бензин, подрезает доходы нефтяников. Согласно ему, совокупные демпферные выплаты в пользу нефтяных компаний сократятся в среднем на 160 млрд рублей в квартал, а соответственно, и совокупный квартальный доход отрасли снизится на эту же сумму.
И хотя закон будет действовать до конца этого года, есть стойкое ощущение, что он будет продлен и на следующий год. Дело в том, что бюджет на 2023 год планируется дефицитным – в 1,1% от ВВП и пролонгирование нового демпферного механизма позволит закрыть 3% расходной части бюджета, сократив дефицит. В цифрах это выглядит следующим образом: совокупные демпферные выплаты в пользу нефтяных компаний сократятся на 160 млрд руб./квартал, в год это примерно 640 млрд руб. (при средней отпускной цене в $80), что соответствует примерно 10% от совокупной EBITDA российской нефтянки.
Какие же компании пострадают в первую очередь? Естественно, те, у которых велика доля переработки и значительна доля поставок на внутренний рынок, и в первую очередь, Газпром нефть, который 60% перерабатывает в России, 70% реализует на внутреннем рынке; доля демпфера в EBITDA ≈ 40%. А также:
- Лукойл (доля демпфера в EBITDA ≈ 35%)
- Татнефть (доля демпфера в EBITDA ≈ 30%, но на самом деле EBITDA компании на 90% состоит из налоговых льгот, а еще она получает преференции за счет «обратного акциза»)
- Роснефть (доля демпфера в EBITDA ≈ 15%)
- Сургутнефтегаз (доля демпфера в EBITDA ≈ 10%, в основном занимается экспортом, а потому наименее чувствителен к изменению в демпфирующем механизме)
Все это привело к тому, что доля некоторых российских компаний в фондах на российские акции была снижена, управляющие сильно сократили позиции в Татнефти и Лукойле и чуть меньше в Роснефти и Газпром нефти, учитывая их сильные лоббистские возможности.
#ифит