В этой истине мне пришлось недавно убедиться. Всегда помнила фразу о том, что богатому трудно войти в Царствие Небесное, но до конца ее никогда не понимала. Ведь в моем детстве (в конце 80-х годов) богатство рассматривалось как абсолютная ценность, быть материально обеспеченными хотели миллионы людей.
Но потом жизнь стала показывать мне, что ни богатство, ни слава, ни высокое социальное положение не является самыми важными. Более того, они мимолетны. Потерять их легко, а приобрести чрезвычайно трудно.
Еще раз я убедилась в этом сегодня. Дело в том, что я снова, как и в 2014 году, вернулась к волонтерской деятельности по помощи бeжeнцам. Сейчас, кстати, заниматься этим, с одной стороны, чуть легче (у уже есть опыт прошлых лет), но, с другой стороны, труднее (чиновники стали сильно препятствовать, люди приезжают еще более измученные). Но все-таки кое-что сделать удается.
И знаете, что я заметила?
Труднее всего тем людям, которые жили до всех печальных событий в сытости и довольстве. Такие в НезалЭжной тоже были. Это директора банков, крупные чиновники, бизнесмены. Вот им по-настоящему плохо, потому что они давно привыкли к своему высокому социальному статусу и хорошим деньгам.
А тут ничего этого нет. И, наверное, уже не будет.
Никогда не забуду ситуацию еще 2014 года, когда женщина-преподаватель английского языка из Луганского университета холеными руками с маникюром, который стоит огромных денег, разбирала вместе волонтерами вещи, которые принесли «сердобольные жители», пытаясь найти хоть что-то для своего ребенка.
Вещи были старые и некоторые даже грязные и рваные. Но что-то мы все-таки нашли. А она все это время плакала навзрыд, мы, как могли, утешали ее.
Или сегодня другая немолодая женщина с «освобожденной» территории, которая работала на Родине директором банка, просит то, к чему привыкла. Она просто не может смириться, что у нее теперь нет дорогой косметики, средств ухода и прочих привычных мелочей. Все ее имущество сгорело. А это были дома, квартиры, машины. Администрация ПВР ее унижает и откровенно подсмеивается над ее запросами, а мы (волонтеры) стараемся этому человеку помочь.
Потому что ей очень непросто. Трудно из дворца попасть в простую крестьянскую избу.
А рядом в том же ПВР живут другие люди, которые довольны всем, не жалуются и почти ничего не просят, потому что привыкли существовать скромно.
Помню, как в мае этого года поехала вместе со студентами на инструктивку. Поселили нас в новых корпусах, с хорошим ремонтом, с удобствами в номерах. Мои ребята из дальних районов, живущие в «дохленьком» общежитии, с необыкновенной радостью ходили по этажу, заглядывали в комнаты и рассказывали мне, какое это счастье жить в подобных условиях.
А мне весь этот комфорт был совершенно не интересен. У меня он и в городской квартире есть.
Так что прав был поэт популярной песни. Помните ее? «Если у вас нет собаки…»
Если имеешь в материальном плане только необходимое, расстраиваться не стоит. Зато ты привык к трудностям и лишениям и точно не упадешь в обморок из-за того, что нет привычной марки вина или лимузин не подали к твоему подъезду.
Весь вопрос в том, что входит в понятие «необходимого». Но тут каждый решает сам.
Лучше копить другие богатства – нематериальные. Их уж точно никто не сможет отнять. Это знания, добрые отношения с людьми, положительные эмоции, смыслы жизни, которые помогают чувствовать себя счастливым.
А вы что думаете по этому поводу, мои уважаемые читатели?
Спасибо, что дочитали. Об истории песни Высоцкого в контексте наших дней читайте в небольшой статье.