В Пушкинском музее открыта прекрасная выставка. У многих людей, не посвященных в историю русской культуры, обязательно возникнет вопрос, а чей брат Иван? Может быть, Саввы Морозова, тоже известного мецената, на деньги Саввы Морозова, например, было построено здание театра в Камергерском переулке. Да, они родственники. Но в названии выставки речь идет о коллекционере Иване Морозове и его старшем брате Михаиле, который положил начало известной коллекции картин.
Художник Валентин Серов оставил цикл портретов членов этого знаменитого рода, разглядывать эти лица невероятно интересно и познавательно.
«…Чтобы стать настоящим художником, надо очень, очень много работать, посвятить всю свою жизнь живописи. Иначе ничего не выйдет. Толк будет только тогда, когда на все в жизни будешь смотреть глазами художника, а это не всякому дано». Так рассуждал Иван Морозов, представитель известной купеческой династии, предприниматель и директор Тверской мануфактуры. Он тщательно и вдумчиво отбирал картины для своей коллекции — французские торговцы и антиквары звали его «русский, который не торгуется». Свой особняк в Москве коллекционер переделал в закрытую частную галерею, где выставлялись произведения Анри Матисса, Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо и других западноевропейских художников.
В представленной выставке Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина участвуют 73 работы из Эрмитажа, 71 – из Третьяковской галереи и 113 – из ГМИИ им. А.С. Пушкина
Ценность экспозиции заключается ещё и в том, что рядом с полотнами можно увидеть квитанции о покупке. Большинство произведений здесь сопровождает скорее неожиданный, чем привычный финансовый контекст. Рядом с работами французских импрессионистов — аккуратные чеки, выписки и записи, в которых Иван Морозов собственной рукой выводит, когда, за сколько и в каком количестве купил предметы искусства в свою коллекцию.
Хранились картины в доме Ивана Морозова. Этот особняк был оформлен как музей по красоте и количеству редких экспонатов, это были фактически готовые музейные залы. Произведения попадали в морозовскую коллекцию очень неторопливо, работа шла фундаментальная.
Поэтому и кураторы выставки постарались максимально воссоздать атмосферу, например, белой гостиной:
После 1917 года коллекция картин была национализирована, на её основе создаётся Второй Музей новой западной живописи (после 1923 года — Государственный музей нового западного искусства). Морозов был здесь заместителем директора, в 1919 году навсегда покинул Россию.
Советую прочитать:
Морозов Иван Абрамович — биография, личная жизнь и фото
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ