И какие еще авиационные задачи может решить архитектура
Первые теоретические курсы авиации были открыты в Москве в 1915 году в особняке XVIII века на пересечении тогдашних Вознесенской и Немецкой улиц. Их инициатором был известный ученый в области авиации профессор Николай Жуковский. В 1918 году он организовал Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), а в 1920-е началось строительство исследовательского комплекса, который институт занимает и сегодня.
В 1923 году ЦАГИ обратился к правительству с представлением о необходимости построить для института комплекс сооружений с современными лабораториями. С весны 1924 года развернулось строительство. В комплекс были включены лаборатории: аэродинамическая – с 15-метровой трубой и гидродинамическая – с каналом длиной 200 метров, а также сборно-монтажная мастерская, лаборатория испытания материалов, лаборатория испытания винтов самолетов и т.д.
В габаритах корпусов требовалось учесть, что здания станут футлярами для размещенного в них оборудования. При этом было необходимо экономить, используя в качестве стройматериалов кирпич и дерево.
Над проектом работала бригада молодых выпускников МВТУ во главе со своим учителем Александром Кузнецовым. Перед ними стояла задача найти новые архитектурные формы, используя старые строительные материалы. В качестве решений было предложено построить разновысотные объемы, оставить стены неоштукатуренными, подчеркнув промышленную функцию, сделать разные по размеру окна, подчиненные внутренней структуре зданий.
Строительство шло очень интенсивно. К лету 1926 года были сооружены здания лабораторий: аэродинамической, моторной, испытания авиаматериалов, шло строительство гидродинамической лаборатории с опытным бассейном и опытных мастерских для постройки самолетов. Лаборатории обслуживались мощным водопроводом, отдельным подземным водоспуском к Яузе, электрической подстанцией.
Самым выразительным получился корпус с аэродинамической трубой и примыкающая к нему башня с ветросиловой лабораторией. Торцевой фасад аэродинамического корпуса включает остекленный эркер с краном-балкой, за которым расположен мощный мотор, и контрфорс, нейтрализующий динамические нагрузки мотора.
Башня предназначалась для испытания винтов самолетов. Винты устанавливались на завершающей башню ажурной конструкции, верхняя часть которой могла вращаться вокруг вертикальной оси. В цилиндрической части башни размещались записывающие устройства.
При этом в ходе строительства аэродинамической лаборатории возник конфликт между прихожанами соседней кирхи и службой охраны ЦАГИ, который был разрешен в пользу ЦАГИ. Церковь святого Михаила закрыли и передали в пользование института, долгое время объем кирхи входил в состав действующих лабораторий.
В итоге аэродинамическая лаборатория была спроектирована в углу квартала, на пересечении Демидовского и Кирочного переулков. Имея функциональную направленность, по своей структуре она удивительно напоминает кирху – это перекрытое цилиндрическим сводом вытянутое в плане здание с квадратной башней на одном конце.
* * *
Подробнее о комплексе ЦАГИ можно узнать на нашей экскурсии «Архитектура для полетов». Обойдем вокруг территории московского филиала ЦАГИ, а затем в музее Н.Е. Жуковского погрузимся в историю отечественного авиастроения.
Еще больше интересных архитектурных историй – на наших экскурсиях.
Подписывайтесь на наши соцсети: ВКонтакте, Телеграм, YouTube, Одноклассники.