Найти тему

От непонимания к диалогу. Отличие сенсорной алалии от аутизма. Путь Коли

Оглавление

С того момента, как Коля упал через порог открытой мной двери, до порога школы, прошли долгие четыре года.

Почему упал? Потому что Коля всегда летел вперёд, к новому, такие мелочи, как пороги его не волновали.

Как-то я уже говорила о том, что в основном определяюсь с диагнозом, наблюдая, как ребенок двигается.

Так вот, дети, для которых речь окружающих не более чем шум, двигаются стремительно. Они поглощают пространство мира, следуя за своим интересом. Это ключевое слово, описывающее их отношение к окружающему. Пожалуй, дети с сенсорной алалией самые интересующиеся из всех. Они рассматривают и изучают абсолютно все, от паучка, обнаруженного в щелочке, до макета подводной лодки на полке. Они эмоциональны и вызывают положительные эмоции у людей вокруг. И они абсолютно не понимают, о чем говорят вокруг. Эти дети постоянно живут в дружественной стране с непонятным языком.

Таким я встретила своего нового ученика мальчика Колю в 2,5 года. А через 4 года я умудрилась огорчить его на занятии. Вообще мы сильно дружили. К семи годам он стал проявлять такую самостоятельность и так хотел быть "большим", что соглашался заниматься только без мамы. Мы работали вдвоем. И когда я высказалась о том, что нужно просто сесть и сделать задание, написать предложение, независимо от того, веселое он или нет, то услышала: "Лариса, ты меня разочаровываешь!" Вот такой уровень владения речью был у него уже в 6,5 лет!

А теперь о том, как выявили проблему с речью.

Сенсорная алалия в "чистом" виде встречается редко. За мою почти сорокалетнюю практику я видела четырёх таких детей: из Прибалтики, из Мордовии, из Ленинградской области и из Петербурга. Они очень отзывчивы на работу с ними. Если начать до трех, то динамика всегда хорошая. Если позже, то тоже можно добиться неплохого уровня владения речью, достаточного для получения профессии, не связанной непосредственно с речью.

Что такое замыкательная акупатия

При сенсорной алалии ярко выражена замыкательная акупатия. Этот феномен нарушения речевого слуха был выявлен Н. Н. Трауготт.

Если поражён корковый конец слухового анализатора, избирательно страдает замыкательная функция коры. Не формируется связь между слуховым сигналом и зрительным изображением. В результате у ребёнка не копится первичный предметный словарь и в целом отсутствует база для понимания речи.

До двух лет Коля в основном молчал, мычал и кричал. Все это с эмоциями и желанием общаться с семьей понятным ему способом: бегать, рассматривать новые предметы, разбирать хорошо знакомые вещи на части.

Около двух лет ему попал в руки прекрасный (для Коли) пакет. Он вызвал бурю чувств. Коля разразился монологом, который удалось снять на видео!

Благодаря этому вы можете услышать, как звучит речь ребенка с сенсорной алалией. Её называют иногда "птичьим щебетом".

На видео разовый монолог из "осколочного" лепета.

Ребенок отлично повторяет то, что слышит. Так звучим для него мы с вами. Одна моя подписчица прекрасно проиллюстрировала на примере своей девочки, что та порой испытывает, глядя на маму.

Приведу эти слова полностью.

Теперь я посмотрела на себя со стороны глазами моего ребёнка, как она примерно себя чувствует, когда я с ней разговариваю. А когда мама, говорящая абракадаброй, еще и злится от того, что её не понимают, то это вообще "туши свет"!

Потрясающее понимание состояния своей дочери, согласитесь!

Речевые зоны коры ребёнка с сенсорной алалией, в силу ряда причин, не умеет анализировать поступающие звуки речи. Но мозг можно этому научить!

В 2 года Колю положили на обследование в больницу, потому что стало понятно, что он не понимает обращенную речь. В больнице провели полное обследование. Установили, что при сохранном слухе мальчик не воспринимает речь окружающих. Выявили полное отсутствие пассивного словаря. Речь людей он слышал как шум, как набор ничего не значащих звуков. Интеллектуально ситуацию понимал, если голос мамы звучал с кухни, значит надо идти кушать, приходил и забирался на свой стул. Если в коридоре родители начинали собираться, брал ботинки. Маме казалось, что он все понимает, просто не говорит. После больницы иллюзии развеялись. Вся семья подключилась к поиску решения проблемы.

Нашли отличного невролога, который вел мальчика на протяжении нескольких лет.

Определились с местом занятий с логопедом.

В 2,5 года мы начали заниматься.

Главное отличие ведения ребенка с сенсорной алалией в том, что его на первых порах вообще невозможно "вести за собой". Можно заняться тем же, что увлекло его. Можно самим начать делать что-нибудь неординарное (например, открутить колеса у машинки). Тогда в совместной игре получится внедрить что-нибудь дидактическое. Тут крайне важно мастерство педагога.

А методически главное, научить такого ребенка читать. При остальных нарушениях речи как-то можно обойтись без чтения, а здесь просто нет других вариантов. Пока не образуется связь между звуком и графическим символом (буквой), речевые зоны не начнут свою работу. С Колей мы учились читать по тактильным буквам и слоговым таблицам. Нет нужды останавливаться на этом этапе. Он подробно описан в одной из статей. По содержанию в нем нет отличий от описанной мной практики обучения чтению.

Есть особенности в организации этого обучения.

Важно: мы не усаживаем за стол ребенка с сенсорной алалией, да и с сенсомоторной тоже! У них резко выраженное зрительное восприятие (визуалы), а так как интеллект в большинстве случаев сохранный, детям нужны впечатления, чтобы загрузить работой свой мозг. Они не понимают речь, поэтому их можно только привлечь чем-то ярким и, желательно, знакомым.

Хороши игрушки из мультфильмов.

Игрушки из мультфильмов всегда привлекают внимание ребенка-визуала. На занятии герои мультиков просто прыгают и бегают по материалу, который озвучиваю я сама. Ребенок по сути делает что хочет, пособия - это просто поверхность для его игры.
Игрушки из мультфильмов всегда привлекают внимание ребенка-визуала. На занятии герои мультиков просто прыгают и бегают по материалу, который озвучиваю я сама. Ребенок по сути делает что хочет, пособия - это просто поверхность для его игры.

Часто слышу буквально крик души у родителей неговорящего ребенка: "Мы не можем его усадить, он все отвергает!"

Мы работаем в любом месте комнаты, чаще всего на полу. Я не просто так демонстрирую видео занятия с ребенком до двух лет, не для того, чтобы умилить зрителя. Там показана методика работы с ребенком, который не приемлет (в силу своего возраста) навязанный ритм и содержание занятия. Я полностью подчиняюсь интересам малышки. Нужный мне текст наговариваю фоном. Девочка на видео играет с собачками, водит их друг к другу в гости. Я же слегка корректирую передвижение игрушек в нужную мне сторону, не более того. Ничего не навязываю!

Читатели возразят, в ролике ребенок с нормальным восприятием речи. И они правы!

Но точно так же, только с ещё большей изобретательностью, мы демонстрируем материал и неговорящему ребенку. Главная задача при нарушении восприятия речи: научить малыша читать! Для ребенка с сенсорной (и с сенсомоторной) алалией зачитать равно заговорить.

А уж как родители придумают, где и каким способом показывать буквы, это исключительно их изобретательность. Хоть на ладонях написать и периодически открывать их перед глазами ребенка. Помним, что интеллект грубо не нарушен, а значит информация о буквах "запишется" в зрительной зоне коры головного мозга. Одна мама рассказывала мне, что она изучала с малышом круги и квадраты на печенье. Великолепный ход! Есть печенье и в форме букв, и в виде цифр. Придумывайте, ищите то, что увлечет вашего ребенка.

Вы видите Колю, который занимается за столом. Это потому, что мы его этому уже научили! И на этих видео он уже частично овладел речью. Мы уже с ним договаривались в то время! С момента начала занятий уже прошло около 5 месяцев. Появилась ситуативная речь. Тем не менее, бабушка, которая делает с ним домашние задания (огромная благодарность ей за съёмки!), не настаивает на точном выполнении её инструкций. Она совершенно правильно создает речевой фон, наблюдая за игрой Коли. И в определенный момент инструкция доходит до сознания мальчика, он делает то, о чем его просят. Затем играет дальше, опять не обращая на бабушку внимания. Эти самые моменты нам и важны, именно в эти мгновения происходит обучение!

Я останавливаюсь так подробно на подготовительном этапе, потому что его не могут преодолеть большинство родителей.

Этот этап невозможно снять на видео! Потому что мы с мамой или бабушкой на занятиях с Колей были заняты той самой изобретательской деятельностью. Такие моменты всегда остаются за кадром.

Поэтому мамы в панике думают, что это их ребенок не сидит, и не слушается.

Нет! Они все такие!

Сидеть и слушать ребенка учат упорно, долго, ненавязчиво. Как малыша. Проводим аналогии, мысленно сбрасываем возраст вашего ребенка до полутора лет и начинаем работать, используя приёмы общения с крохой!

На первых занятиях, при попытках произнести звук, Коля широко открывал рот и молчал. Я практически не использовала механическую помощь в звукопроизношении. При сенсорной алалии это не требуется. Достаточно того, чтобы буква появилась в поле зрения ребенка и была озвучена взрослыми около 10 раз за день. При многократном повторении букв, у ребенка включаются механизмы физиологической эхолалии (она не должна вас пугать). Он начинает произносить первые звуки речи.

Через 2 месяца Коля запомнил около 15 букв и начал их озвучивать. Кроме этого, он очень полюбил цифры, быстро их освоил.

В течении года мы нарабатывали произносительную часть речи и соотносили весь услышанный материал с картинками, предметами, игрушками и крупно написанными словами. От звука к слогу, от слога к слову и далее к фразе четко двигались по схеме занятий, описанной в статье про логопедическую спираль. На канале уже представлены в достаточном объеме материалы для этапа расширения фразы. Статья помогает вам сориентироваться в материале, соответственно данному случаю.

К 3,5 годам у Коли появилась устойчивая фраза.

Кризис 3-х лет не облегчал нашу работу. Поведение было традиционным для подобных случаев: и по полу катался, и кричал, и ножками стучал. В его семье было принято действовать убеждением. Как меня восхищал ровный тон бабушки мальчика, которым она объясняла катающемуся по полу Коле, что порядочные и воспитанные люди так себя не ведут. Это верх педагогического мастерства!

Бабушкин голос успокаивал, в конце концов Коля поднимался и шел туда, куда просили.

А развитие речи шло своим чередом.

Фразу расширяли традиционно, нарабатывали лексику, изучали предлоги, согласование частей речи. Напоминаю, что при сенсорной алалии самая высокая требовательность к дидактическому материалу, по скучным карточкам с плохо пропечатанным текстом эти дети работать просто не смогут, они ярко выраженные визуалы!

Обилие игрового материала приносило свои плоды. В 4 года резко увеличился словарный запас мальчика. Знания о мире расширялись в прогрессии. С ним можно было поговорить о многом, даже о космосе. Грамматика давалась неплохо. Обычно так и бывает, когда ребенок осваивает устную речь через письменную. В пособиях по-прежнему игрушки ходили и ездили по написанным словам. Попутно запоминалась орфография. Мы все еще не давили на мальчика, не время пока!

Изучает предлог "ПО". Конечно же через игру! Ради экскаватора готов был на любое задание.
Изучает предлог "ПО". Конечно же через игру! Ради экскаватора готов был на любое задание.

По семейным обстоятельствам Коля на два года переехал в другой город. Там мама не смогла найти хороший логопедический центр. Мы оставались с ней на связи. Фактически, она самостоятельно занималась с Колей, изготавливая массу дидактических пособий.

К 6 годам мальчика они вернулись в Петербург. Мы начали подготовку к школе. Печатными буквами он уже писал. С удовольствием печатал на карточках с домашними заданиями (весь материал у меня ламинированный).

Учился писать по карточкам, писал все слова из задания!
Учился писать по карточкам, писал все слова из задания!

Необходимо было овладеть письменными буквами. Начали с альбомных страниц. Первые строчные буквы были размером с половину листа. Постепенно начали линовать очень широкие строчки. Писать Коля хотел красиво. Сразу не получалось, нужно было тренировать руку. А значит проявлять усердие. Вот тут и настало время донести до мальчика мысль, что какие-то вещи нужно делать независимо от того, нравятся они тебе или нет. Это было тяжело. Мы ссорились, наступило разочарование, я не оправдывала его ожиданий. Проявляла несвойственную мне ранее настойчивость.

Момент тонкий. Моей задачей было объяснить мальчику, что дружеские отношения и его доверие ко мне не отменяются учебной ситуацией. В конце концов понимание пришло. Писать, читать и считать Коля научился. К школе он был готов!

А что сейчас?

Сейчас Николай закончил 4 класс. В школе учится прекрасно. Как выражается мама: "Голова и речь отличные!"

Не всегда справляется с эмоциями. Взаимодействие со сверстниками порой проходит с конфликтами. Очень помогают тренинги у психолога.

Коля записал видеообращение ко мне.

Коля, я принимаю твои слова благодарности, ты действительно невероятный молодец! Но и ты прими мою признательность за то ощущение прекрасности мира, которому заражаешься, общаясь с тобой. Я учила тебя высказывать свои чувства словами и училась этому сама. Мы вместе осваивали непростую науку "культурно" выражать накопившийся внутри негатив. Поверь, этому нужно учиться всем людям, а ты это уже умеешь! Верю в твой пытливый ум и зажигательный характер.

Светлого тебе пути, дорогой мальчик! У тебя всегда все будет получаться, потому что ты научился трудиться!

#логопеднуриева #сенсорнаяалалия #нарушениеречи #запускречи #речьразвитие #дидактическиеигры #алалия

Подписывайтесь на канал, если хотите знакомиться с новыми героями и узнавать об их успехах. Ваши комментарии и лайки повышают мне настроение!