Задача перехода от простой фразы к развёрнутому предложению решается нестандартно. В этом случае не подходит постепенное усложнение материала.
Родители часто сетуют на то, что к распространенному предложению перейти никак не удается. Все верно, если идти медленно и поступательно, происходит своеобразная фиксация ребенка на уровне простой фразы.
Ситуация станет яснее, если вспомнить этапы развития речи по онтогенезу. В возрасте от двух до трех лет у ребенка происходит количественный и качественный скачок в развитии речи. Словарный запас увеличивается до полутора тысяч слов, в два года он составлял всего около 300 слов. Построение длинной фразы из 5-6 слов в три года не представляет для ребенка никакой трудности. В два года это были короткие аграмматичные фразы.
Нужно учитывать эти тенденции и при организации занятий на этом этапе. Необходим скачок! Резко увеличиваем сложность и объем дидактического материала.
Используем законы развития речи. Провоцируем качественный прорыв. При этом помним, что ребенок с речевыми нарушениями без специальной помощи следовать этим законам просто не может!
Хочу подробно разобрать одно из занятий для детей, владеющих простой фразой.
Примерный план такого занятия
- работа над артикуляцией;
- работа над слоговой структурой трехсложных слов;
- чтение слогов;
- работа над грамматикой;
- работа над лексикой;
- описательные рассказы;
- работа над мелкой моторикой.
Обычно на занятии мы успеваем рассмотреть от 6 до 9 заданий, например, на грамматику даю не менее двух пособий. Я специально не стала вводить нумерацию, т.к. пункты плана легко меняются местами в зависимости от предпочтений и настроения ребенка.
Сама я предпочитаю начинать с артикуляторной работы.
Ниже приведу ролик с записанной частью занятия на подготовку к постановке звуков и слоговую работу.
Артикуляторная работа
По своей сути работа над артикуляцией на этом этапе представляет собой подготовку к постановке звуков. Полноценно выполнять артикуляционную гимнастику ребенок с алалией или дизартрией не сможет. В силу особенностей поведения, он часто не позволяет логопеду даже приблизиться к себе с логопедическими зондами и шпателями.
Учитывая это, я договариваюсь с мамой использовать те предметы, которые хорошо знакомы ребенку - зубная щетка, чайная ложечка, детали любимого конструктора.
По времени привыкания ребенка к шпателям, брусочкам и зондам мы практически не ограничены. Я прекрасно знаю, что работа по постановке звуков при сложных речевых нарушениях процесс длительный. Поэтому без нервных срывов даю ребенку время на принятие этого момента занятия.
На видео мальчик позволил нам с мамой подойти к нему с брусочком только через 2 месяца после начала работы. Понадобилось бы больше, ждали бы сколько нужно! Причем ходил он со своей зубной щеткой в пакетике, но потом резко согласился на мои инструменты (которые становятся для него индивидуальными).
Нам нужно подготовить три артикуляторные позы, которые станут основой для звукопостановки:
- сильный оскал с расстоянием между зубами в 1см (толщина брусочка)
- широкая улыбка с сомкнутыми зубами
- закусывание зубами шпателя
Не менее важно научить ребенка сильно вытягивать губы вперед. Часто нужно губы вытягивать пальцами. Детям это крайне неприятно. Тоже изобретаем щадящие приемы. Можно на пальчик ребенку капнуть сироп от варенья и помочь ему намазать нижнюю и верхнюю губу, при этом слегка вытягивая губы вперед. Или мама своим пальцем аккуратно и быстро мазнет чем-то вкусным по губам ребенка. Тут смотрим на переносимость малыша. Если он спокойно дает дотронуться до его губ, то и придумывать ничего не надо. Просто постепенно закрепляем рисунок губ как при звуках "О" и "У".
Работа над слоговой структурой слова
На этапе простой фразы двусложные слова обычно удаются ребенку. А вот трехсложные долго произносятся с паузой. А так как при нарушении слоговой структуры слова существует опасность возникновения заикания (что, как вы понимаете, не упростит ситуацию), мы обязательно проводим профилактическую работу. Для того чтобы преодолеть скандированное произношение, отрабатываем распевное слитное произнесение слов из трех открытых (согл.+гл.) слогов. У меня разработаны таблицы трехсложных слов на все согласные буквы с обязательными картинками, что позволяет заодно расширять словарный запас.
На данном занятии мы пропевали слова на "Х"
Листайте галерею.
Если у читателей будет потребность в полном списке таких слов, я постепенно выложу их в постах. Скажите мне, пожалуйста, об этом в своих комментариях.
На артикуляторную и слоговую работу обычно отводится от 5 до 10 минут, больше ребенок не выдержит. Иногда даже пять минут приходится дробить и вставлять фрагментами во всю структуру занятия.
Следующая часть занятия посвящена работе с дидактическими материалами.
Задания на грамматику
Основные направления грамматической работы на данном этапе, это окончания существительных и прилагательных в именительном падеже в ед. и мн. числе и введение в речь простых предлогов.
Часто я чередую пособия по этим темам: если на одном занятии мы брали предлоги, то на следующем можем взять окончания прилагательных. Но это свободное планирование, можно совместить задания по разным темам и в одном занятии.
На этом видео мы с помощницей показали игру "Змеи на пальмах" для отрабатывания предлога "НА".
Если возникают промежуточные темы, по ним даём дополнительные пособия. Здесь мне нужно было ввести союз "И". Он очень хорошо вписывается в расширение фразы за счет простого перечисления существительных, прилагательных или глаголов. Стоит использовать союз "И", как простое "нанизывание" слов превращается в сочинительную связь слов.
На занятии я ввела союз через понятие "ПАРА", а затем продолжила его закрепление при работе с прилагательными.
Расширение словарного запаса
Словарь существительных подбирается по основным лексическим темам, подходящим для среднего дошкольного возраста. Уделяем особое внимание прилагательным! Их объем возрастает многократно.
Очень хороши для этой цели наборы мелких игрушек. На каждом занятии берем по 2-3 новые игрушки, к которым подбираем по два эпитета, соединяя их союзом "И". На видео прилагательные подбирали к носорогу, жирафу и змее. Например, носорог серый и злой.
Описательные рассказы
Очень серьёзная работа начинается по подготовке к связной речи.
Развитая связная речь подразумевает умение пересказывать услышанное или прочитанное и самостоятельно составлять описательные или событийные рассказы. Мы же пока даем ребенку возможность через многократные упражнения по составлению описания животного уловить алгоритм
Учимся составлять короткие описательные рассказы о животных по четкой схеме:
- название животного
- для домашнего называем кличку
- какое оно
Если животное дикое, кличку не придумываем, схема чуть-чуть другая:
- название животного
- где живет
- какое оно
- что любит есть
На занятии мы читали рассказ "Собака Буля".
Листайте галерею.
В целом мы за второй этап работы прочитываем 30-50 таких рассказов. Схему описания животного усвоить очень непросто!
На канале уже выложены ролики с рассказами "Утка" и "Зебра". Я продолжу показывать видео с описательными рассказами и дальше.
Чтение
Основной единицей чтения на этапе расширения фразы является слог. Конечно, слова и короткие предложения тоже предлагаются ребенку, но их он читает, опираясь на значительную мою помощь. А слоги старается прочитывать самостоятельно. На уроке мы читали обратные слоги (гл.+согл.) с буквой "М".
Мелкая моторика
В том случае, если ребенку уже есть 4 года, я начинаю целенаправленно учить его рисовать линии, останавливать руку в обозначенных точках, проводить кривую линию плавно, без дерганных изменений траектории. Мы работаем по таблицам.
Листайте галерею.
Если читателей заинтересуют эти материалы, также, пожалуйста, напишите об этом в комментариях. Я буду выкладывать фото в постах.
Частота и продолжительность занятий
Над материалами занятия ребенок трудится примерно неделю. На уроке мы тратим на 6-9 заданий около часа. Дома нет необходимости удерживать внимание ребенка надолго. Родители обычно делят материал на блоки и играют один-два раза в день, используя два-три пособия.
В день занятия с логопедом дома лучше не нагружать ребенка. Через неделю нужно сменить материалы, т.к. необходимо набрать количественно как можно больше лексических единиц и практического опыта. За качество пока не боремся. Оно будет важно на третьем этапе работы, когда начнем доводить до чистоты и произношение, и грамматические конструкции.
Переход от простой фразы к распространенному предложению занимает от 4 месяцев до полутора лет. Это зависит от тяжести диагноза.
#логопед нуриева #занятие на фразовую речь #планирование занятий #развитие речи #развитие артикуляции
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!