В логопедической работе значительное место занимает артикуляторная работа. Она проходит через все этапы становления речи.
Первый этап
На этапе вызывания звуков основная цель артикуляторной работы - разрабатывание подвижности языка и губ, а также включение произвольного управления органами артикуляции. Для этого используются методы специальной гимнастики и механическая помощь в формировании укладов звуков речи.
Такими способами стимулируется произношение буквально нескольких звуков : [А,Э,И,Ы,О,У,П,Б,М,В,Ф]. Основной дидактический материал в это время - крупные тактильные буквы.
Их ребенок видит каждый раз, когда логопед обозначает фонему голосом. Постепенно формируется необходимая связь звук-буква. Даже без прочного запоминания буквы, привычка концентрироваться на предмете (карточке с буквой) в тот момент, когда слышится звук, развивает у ребенка с алалией фонетическое произвольное внимание и создает предпосылки к появлению предметного словаря.
Второй этап
На втором этапе начинается работа с логопедическими инструментами. Активно применяем деревянные шпатели, с помощью которых выполняется массаж кончика языка. Также учим ребенка закусывать передними зубами деревянный брусочек. С его помощью можно вызвать звуки [К, Г].
Смещая брусочек на коренные зубы, освобождаем место для работы над кончиком языка. Брусок удерживает необходимое расстояние между зубами, позволяя подхватить кончик языка шпателем и поднять его на звуки [Т, Д, Н, Л] .
Зонд "рамочка" служит для фиксации языка в форме "чашечки", необходимой для формирования артикуляции шипящих звуков [Ш, Ж, Ч, Щ]. Закусывая уголок рамочки передними зубами, ребенок может попытаться произнести свистящие [С,З].
К использованию всех этих инструментов мы готовим ребенка, не форсируем применение зондов и не пугаем его . У нас для этого был весь первый период работы. Вполне достаточно времени, чтобы вызвать доверие малыша.
Сопутствующие проблемы
Как правило, дело не ограничивается алалией, коморбидные (сопутствующие) расстройства встречаются в высоком проценте случаев. Мало того, что речевая кора не торопится посылать сигналы к органам артикуляции, так еще, в ряде случаев, появившиеся сигналы некорректно доносятся до мышц языка и губ.
То есть нужно работать и с дизартрией. Механические дефекты тоже не облегчают работу по постановке звуков. У ребенка может быть, например, укороченная подъязычная связка. Ее можно попробовать растянуть, но если язык совсем не поднимается, необходимо будет хирургически подрезать ее.
Третий этап работы
В силу всего перечисленного, артикуляторная работа перетекает и в третий этап становления речи. На котором уже проводится серьёзная постановка сложных звуков [Р, Л]. Если свистящие и шипящие к этому моменту не произносятся чисто, продолжаем работу и над ними.
Четвёртый этап работы
На четвертом этапе ребенок уже овладел связной речью, допускает редкие грамматические ошибки и отдельные фонетические замены в словах. Но развитие фонематического восприятия шло с задержкой и с особенностями. Кроме того, что дифференциация звуков отрабатывается в устной речи, обязательно добавляем раннее начало обучения письму.
Хороший результат даёт отработка чистоговорок и скороговорок. На их материале доводим до нормы переключаемость артикуляции и устраняем остаточные проявления нарушений слоговой структуры слова.
Это время тонкой артикуляционной настройки, которую логопед проводит, опираясь на активное развитие фонематического слуха. Для этого используем различные варианты дидактических игр.
Только пройдя через все этапы, артикуляторная работа может считаться достойно выполненной.
Чтобы получить полное представление обо всех этапах работы над речью, подписывайтесь на канал и смотрите видео.
#логопед-дефектолог #запуск речи #алалия #артикуляционная гимнастика #система работы над звуками #логопед нуриева