Откуда вдруг взялась история с такой необычной темой? Есть люди крайне неоднозначные. О них сразу не скажешь положительный или отрицательный этот человек. И я понимаю прекрасно, что вор – это вор. Но были в книге жизни этого человека страницы, которые меня тронули, и я увидела в Борисе Венгровере положительные черты.
«Вор широкой души. Прототип Юрия Деточкина. Советский вор с чистой душой. Самый честный советский вор. Вор и благодетель» - так называют этого человека.
Заинтересовал меня Борис Венгровер ещё и тем, что он, некоторое время работал на Воскресенском химическом комбинате. Почти мой земляк! Помогал хоккейной команде из Воскресенска материально: и игрокам, и тренерам, и мальчишкам из детских команд.
Итак, я начинаю историю незаурядного человека, обладающего ярким артистическим талантом, любящего детей и изворотливого, хитрого преступника.
Уроженец Иркутска Борис Рувимович Венгровер родился в 1918 году. Отец Бориса за бандитизм был расстрелян в середине 1920-х годов. То ли гены папаши, то ли опека уголовного мира сделали подростка преступником, сказать трудно.
Повзрослев, из Иркутска Венгровер перебрался в Москву, женился. Московский криминалитет принял его в свои ряды. Родители жены очень скоро поняли, чем занимается их зять, и потребовали от дочери разорвать все отношения с Борисом. Недавно родившаяся дочка осталась без отца, который лишился права даже изредка встречаться с дочерью.
Венгровер не стал настаивать, прекрасно понимая, чем может обернуться для семьи его деятельность.
После ухода из семьи, Борис снял комнату в квартире Ядвиги Генриховны Гедройц, племянницы первого председателя ВЧК Ф.Э. Дзержинского. Вскоре между хозяйкой квартиры и жильцом завязался роман. Продлилась счастливая семейная жизнь недолго, Бориса арестовали.
«Шёл 1944 год. Офицер штаба Московского военного округа, раньше времени, вернувшись домой со службы, застал в своей квартире молодого человека в штатском.
Приход хозяина того не смутил: показав удостоверение сотрудника военной контрразведки Смерш, он пояснил, что по указанию руководства проводит в квартире негласный обыск, и приказал сдать личное оружие. А потом велел сесть за стол и, в ожидании приезда оперативной группы, начать писать объяснения по поводу контактов с коллегами, подозреваемыми в шпионской деятельности. После чего удалился. Полковник, вытирая обильно выступивший на лысине пот, старался во всю пока, наконец, не понял, что в результате «обыска» лишился всех своих сбережений. На поиски наглеца были брошены лучшие сыщики МУРа, и, в конце концов, он попался в их умело расставленные сети».
Но на зоне Венгровер задержался недолго, бежал и снова приехал в Москву. Решив отомстить за свой провал, Борис выбрал новую жертву, ей стал заместитель начальника Московского ГУВД, комиссар милиции 3-го ранга. По своим каналам Борис Венгровер узнал, что комиссар собирается поменять квартиру.
«И вот в день переезда к подъезду, около которого были сложены чемоданы, подкатил грузовик. Из кузова выскочили несколько милиционеров в форме, исполнявшие обязанности грузчиков, действовали быстро, уже через десять минут автомобиль отбыл. Через десять минут во двор въехал еще один грузовик, на этот раз с настоящими, а не липовыми грузчиками».
В конце концов, Венгровера снова схватили и с учетом побега отправили в места не столь отдаленные на приличный срок. Как пособница была осуждена на 8 лет и Ядвига. Правда, сидел рецидивист недолго, грянула амнистия 1953 года.
После освобождения Борис Венгровер, представившись племянником Ф. Э. Дзержинского, устроился в школу-интернат учителем физкультуры, организовал детскую футбольную команду, построил спортивную площадку. И даже оплачивал из своего кармана абонементы для посещения бассейна, заверив руководство школы‚ что деньги выделяет спортивное общество «Буревестник». Человека неслабого ума и выдающихся талантов Бориса Венгровера часто считают прототипом киноперсонажа Юрия Деточкина.
Всю жизнь Венгровер занимался воровством артистично и с истинным творческим подходом. Всегда был бескорыстен по отношению к детям и щедро помогал им. «Обнося» одну богатую квартиру за другой, Венгровер тратил средства на сирот рязанской школы-интерната, одаривал подарками знакомых ему детей.
Руководство школы-интерната были очарованы обаятельным учителем физкультуры, племянником самого Дзержинского и даже документы его не проверили. В этом был весь Борис Венгровер!
А через несколько лет – снова зона. После ареста о Венгровере долго не вспоминали. Сыщики вздохнули с облегчением, но, оказалось напрасно…
1968 год. В подмосковный город Воскресенск приезжает с женой пятидесятилетний мужчина приятной наружности, весёлый и обаятельный. Устраивается на Воскресенский химический комбинат разнорабочим. В Москве в то же время начинается серия квартирных краж… Борис Рувимович Венгровер вернулся.
Полностью отказавшись от наводчиков и соучастников преступлений, Венгровер действует в одиночку, так надёжней. Но «МУР есть МУР», за Борисом установили слежку. Бывалый вор-рецидивист, чувствуя усиленное внимание к себе, решает проверить свою догадку.
«Однажды старший бригады наружного наблюдения сообщил: «Объект вышел из дома с чемоданом, садится на электричку до Москвы». Неужели вор пошёл на новое дело? Скорее всего, так оно и есть!
Борис Венгровер вошел в подъезд дома на Ленинском проспекте и вышел только через полчаса. Была дана команда на захват, но сыщиков ждало разочарование — чемодан оказался пустым. Задержанный только нагло улыбнулся: «Гражданин начальник, я ведь уже давно завязал!» Теперь, когда оперативники поняли, что их переиграли, смысл в наружном наблюдении отпал».
За полтора года Венгровер совершил в Москве 25 краж, попался на 26-ой. Причём кражи совершал только в квартирах зажиточных граждан. Случайно попадая в рядовое жилище, вор уходил с пустыми руками.
Однажды попав по ошибке в небогатую квартиру, увидев, как живут её обитатели, Борис не только ничего не взял, но оставил хозяевам крупную сумму денег. От своего правила – не брать у людей последнее, никогда не отступал.
Борис Венгровер был уникальным вором. Замки любой сложности он открывал за считанные минуты, отпечатков пальцев не оставлял, свидетелей установить не удавалось. Дело о кражах перешло в разряд «глухарей», и это при постоянном росте числа совершенных этим почерком краж.
А ещё выяснилось, что домушник обладает незаурядным артистическим талантом. Произошло это так.
«Владимир Николаевич Лосев, директор крупного завода, а с недавнего времени пенсионер республиканского значения, отлучился из дома всего на час — в магазин за продуктами. А когда он возвращался с покупками домой, то в подъезде своего, как бы сказали сегодня, элитного дома столкнулся с немолодым мужчиной, одетым в заграничный плащ. Тот, пропуская Лосева, посторонился и даже в знак приветствия
вежливо приподнял велюровую шляпу… Только войдя в квартиру и увидев царящий там разгром, Владимир Николаевич понял — вор не только прихватил деньги и ценности, но и надел на себя макинтош и шляпу, купленные Лосевым во время заграничной командировки».
Но верх артистизма домушник продемонстрировал во время очередного криминального визита.
«Будучи застигнутым на месте происшествия внезапно вернувшейся хозяйкой, гость показал женщине красное удостоверение с грозной аббревиатурой ОБХСС. Лицо женщины, которая, кстати говоря, была супругой директора универмага, пошло пятнами, после того как инспектор заявил: «Что же это вы, гражданочка, живете не по средствам? Садитесь за стол, берите ручку и пишите чистосердечное признание, откуда у вас вся эта роскошь. Напишете — отнесете в городскую прокуратуру. Вот фамилия следователя, который ведет дело, и его телефон».
Закончив монолог, страж порядка удалился, а женщина еще час сидела над чистым листом бумаги, лихорадочно соображая, в чем она должна признаться. И только случайно бросив взгляд на открытую и, увы, пустую шкатулку, стоявшую на секретере, дама с горечью поняла, что лишилась не только приличной суммы денег, но и своих украшений».
Став, после этих случаев, осторожней, от своего ремесла домушник не отказался. Двадцать шестая кража оказалась роковой для Венгровера.
После окончания своего «визита» в чужую квартиру, Борис Венгровер решил выпить для настроения бокальчик шампанского и… снял перчатку с одной руки, оставив свою «визитную карточку» в виде отпечатков пальцев на бутылке.
Был суд и десять лет колонии строго режима. Больше о Борисе Рувимовиче Венгровере ничего не известно.
К своим 50 годам рецидивист был девять раз судим, получив в общей сложности 36 лет тюрьмы. Борис грамотно планировал вылазки, поэтому найти его было непросто. Помогали домушнику богатый жизненный опыт, актерская харизма и природное обаяние. Он выходил сухим из воды даже в самых, казалось бы, провальных обстоятельствах.