У каждого российского императора или императрицы, кроме всяких дворцовых и государственных бюджетов имелись и «личные» средства. Формировались они, например, из «соляных денег», то есть пошлина на соль (один из основных источников пополнения карманных царских финансов), а также из таких, казалось бы, «пустяков», как полковничье жалование. Когда ты официально являешься полковником сразу четырех главных гвардейских полков, как Екатерина II, то набегает не такая уж маленькая сумма, между прочим.
Так вот у Николая I, несмотря на все эти достаточно приличные регулярные пополнения личного бюджета, на личных банковских вкладах денег было не то, чтобы много. У его предшественников и потомком обычно было больше. А куда же девались деньги Николая I, который вроде бы не был замечен в том, что тратил деньги налево и направо?
Все очень просто. Николай Павлович довольно много денег тратил на жену. И не просто потому что так требовалось, потому что она императрица. Николай Павлович искренне любил свою супругу – об этом однозначно говорят все мемуаристы эпохи без исключения, в том числе и те, кто отзывались о Николае I и его методах управления страной не самым лучшим образом.
Простой пример. В 1831 году в императорской семье родился третий сын – великий князь Николай Николаевич. До этого в императорской семье родились два сына и три дочери. Так вот, в честь рождения третьего сына, Николай I подарил жене дорогущее бриллиантовое ожерелье стоимостью 169 тысяч рублей. Этот подарок по стоимости перебьет только его тезка Николай Александрович, который в 1894 году подарит своей на тот момент еще невесте Аликс, «скромное» жемчужное ожерелье. Всего за 177 тысяч. Но при этом общую сумму подарка Николай Александрович все равно не переплюнул. Потому что Николай I, кроме бриллиантового ожерелья подарил жене еще и 150 000 рублей деньгами. А потом, через пару лет, когда Александра Фёдоровна занялась строительством крымского дворца в Ореанде, добавил «из карманных денег» еще 200 тысяч.
Кроме того, у Николая Павловича было еще одно занятное правило – он всегда оплачивал заграничные вояжи супруги все из тех же «карманных» средств. Когда в 1834 году жена собралась побывать на родине в Пруссии, Николай Павлович распорядился снять почти все деньги с одного из своих личных вкладов, на котором хранилось 75 тысяч рублей и передать их барону Штиглицу, чтобы тот организовал поездку так, чтобы в финансовом плане у жены все было в полном порядке.
Ну и потом всякие «мелкие» подарки на день рождения, который у Александры Фёдоровны очень удачно совпадал с днем свадьбы. К примеру, на 35-летие совместной жизни, Николай Павлович преподнес скромный подарок из десяти крупных бриллиантов. И стоил этот «небольшой» подарок 30 тысяч рублей.
Так что не стоит удивляться тому, что на банковских счетах Николая Павловича денег оставалось немного. Он находил им лучшее применение.
--------
Пожалуйста, не ленитесь, ставьте лайки :) Они очень помогают развитию канала. Не говоря уж о подписке :) Тем более, что увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, только подписавшись на канал