Найти в Дзене

Кентавр VS Омикрон: куда в этот раз пойдет медицинский хайп?

Сегодня у нас будет поток мыслей. Никакой структуры - своего рода медицинский сатирический стенд-ап.

Внимание! Ниже циничный медицинский текст. Мы заранее извиняемся, если в данном тексте выскажемся некорректно или нас поймут с негативной точки зрения. Мы очень позитивная команда, но иногда позволяем себе «рубить правду матку» и не бояться своих мыслей – мы никого не хотим обидеть, ведь все делаем для вашего просвещения.

Итак, поехали!

Помните вспышку омикрона зимой этого года?

Омикрон был всего лишь одним из штаммов, причем с самой неосложненной симптоматикой, но почему-то вокруг него построили такую мощную «PR-кампанию», что даже сильнейшие научные умы начали создавать специализированные тест-системы для его идентификации. Хотя давайте будем честны: какая разница Омикрон у тебя, Дельта или Кентавр? Болезнь у всех протекает все равно по-разному, лечение симптоматическое, а не специфичное к штамму (никто не адаптирует ваш курс лечения в зависимости от того, что показывал вам ПЦР-тест), вакцины всё те же, да и тест-системы ловят все известные штаммы. Тогда объясните нам, почему вокруг Омикрона был не просто информационный шум, а скорее концерт Басты в Лужниках, ведь помимо массового охвата в бой пошла и медицинская индустрия.

Со страшной силой стали появляться специфичные тест-системы, даже до глупости смешные, так как некоторые из них судя по инструкции были чувствительны прицельно к Омикрон-штамму, то есть по большому счету, если вы болеете более тяжелым штаммом Дельта - у вас нет проблем, ведь у вас отрицательный ПЦР-тест. Ну и вишенкой на торте всех этих «недотестов» было то, что их по большому счету нельзя было использовать ни для путешествий, ни для получения QR-кодов, так как для интеграции данных в системы ЕМИАС и Госуслуг лабораториям нужно было указывать из оговоренного списка реагент, на котором тест выполнялся, а поскольку большинство этих систем не проходили валидацию на этих порталах – нормально загрузить результат не удавалось. Вот и получалось, что если пациент сдавал анализ прицельно на идентификацию Омикрона, то он не просто не имел полной картины, так еще и результат бесполезен для всяких бюрократических нужд – его просто нигде не имели право принимать. Так для чего это все продвигали, кому это было нужно? Правильно, тем кто в первой волне не успел на пандемии заработать или заработал недостаточно.

И тут мы говорим не о лабораториях, а скорее о производителях тест-систем, которые в первых волнах не смогли попасть на бал. Перечислять их не будем, дабы сохранить этику повествования (ну если только не попросите нас очень сильно, чтобы мы провели свое «расследование» и опубликовали его).

И вот на горизонте замаячил Кентавр, который, кстати, еще и назван не в честь буквы греческого алфавита, как все его предшественники. Более того, есть даже линейка анализаторов от Siemens (мы ее в одной из прошлых статей упомянули) – Centaur, и было бы символично, если бы для нее разработали тест-систему, которая могла «идентифицировать антитела именно к этому штамму». Но, к сожалению, как раз Siemens эту войну в пандемию в России проиграл - компания просто не стала ввозить все свои ковидные тест-системы, ограничившись лишь анализом на суммарные антитела, которые по большому счету не говорят вам ничего: болеете, выздоравливаете, переболели, есть иммунитет или нет – нулевая информативность. Причем ладно, если бы они не привезли свою тест-систему лишь в первую волну, действительно рассчитывая на светлое будущее, ведь таких оптимистичных производителей было много. Но, когда уже упростили процесс регистрации, а статистика заболевших росла так же быстро как капитализация калифорнийских стартапов - тут Siemens было уже не понять.

Но Siemens был не одинок - вместе с ним был солидарен и Beckman Coulter, который сперва очень оперативно привез тест-систему, определяющую антитела IgG к COVID-19, а к концу 2020 году у них закончилось регистрационное удостоверение на территории РФ (документ, подтверждающий, что это медицинское изделие соответствует стандартам и может продаваться и использоваться по назначению) и что они сделали?… Правильно, забили, сославшись на то, что острая фаза пандемии уже закончилась… А тем временем мы сидим ждем Кентавр в 2022 году. Да, мы понимаем, бюрократия, сложно было привезти тест-систему в короткие сроки, но уже прошло 2 года, а если вспомнить одну из наших первых статей про компании, которые ушли, остались или не могут настроить нормальную работу на территории РФ, то нетрудно заметить совпадение, что из мейджоров именно Siemens и Beckman сейчас чувствуют себя хуже всего в плане регулярности поставок и сервиса. Занятное совпадение… Очень надеемся, что коллеги смогут побороть машину бюрократии и научиться быть быстрыми и гибкими, дабы удержать российских клиентов и сервис.

Ну и напоследок ещё одно совпадение про этих двух лидеров: именно у них самая большая доля государственных клиентов и проектов по централизации государственных лабораторий – бюрократия встретилась с бюрократией, иронично не так ли? Но кстати, на самом деле, насколько мы знаем именно в работе с государственным сектором у Siemens и Beckman все идет очень быстро и гладко, даже несмотря на всю сложную структуру взаимодействия.

И несмотря на то, что они «пропустили» пандемию - экономика у них в порядке и в России им есть чем заниматься и на чем зарабатывать, поверьте нам и цифрам ))

Результаты ТОП-4 иностранных поставщиков для лабораторой диагностики. Удивительно, что компания Рош оказывается убыточной при их достаточно высоких ценах. Возможно, это следствие внутренних взаиморасчетов, через которые вся прибыль выводится в штаб-квартиру, но этого мы пока не знаем
Результаты ТОП-4 иностранных поставщиков для лабораторой диагностики. Удивительно, что компания Рош оказывается убыточной при их достаточно высоких ценах. Возможно, это следствие внутренних взаиморасчетов, через которые вся прибыль выводится в штаб-квартиру, но этого мы пока не знаем

Но вернёмся к ковиду и его бенефициарам – производителям тест-систем для диагностики SARS-CoV-2. Тут, безусловно, одними из лидеров стали российские производители ПЦР-тестов и тестов на антитела: ДНК-Технология, Вектор-Бест, ИнтерЛабСервис, НПФ Литех и Синтол. Хотя несмотря на то, что перечисленные игроки являются достаточно крупными и были способны обеспечить весь рынок своими реагентами, в период пандемии появилось и развилось очень много новых небольших производителей тест-систем: их список настолько обширен, что они не уместятся на листе А4 мелким шрифтом. Почему так? Ну кроме того, что был хайп вокруг упомянутого вируса и все хотели на этой волне прокатиться – скопировать и сделать свою собственную тест-систему для ПЦР или определения антител на самом деле не так уж и сложно: готовый рецепт можно было запросто купить или выудить у самих же разработчиков. А если вы разработчик тест-систем со стажем и знаете, как работает ПЦР или ИФА, то вам и инструкция не нужна за 2-3 недели сможете разобраться и собрать свой набор – такой Breaking Bad на минималках, хотя учитывая промышленные масштабы, то на максималках. Мы не шутим, это правда так:

  • В основе ПЦР тест-систем на COVID-19 лежит последовательность РНК, которая просто опубликована в открытых базах – «бери, не хочу»
  • В основе ИФА систем на определение антител в COVID-19 лежит уже кое-что посложнее – антиген. Его не так просто самим «получить/выделить», но зато его можно купить. Ирония в том, что при всей научной мощи и умах в России – эти антигены покупаются в Европе, так как это просто проще.

Теперь становится понятно, почему, когда Омикрон облетел все просторы интернета, СМИ и соцсети, а рост заболеваемости обгонял рост биткоина, новые тест-системы стали появляться как грибы – их можно «сварить» буквально у себя в квартире, а поскольку есть процедура ускоренного получения регистрационного удостоверения – вывод на рынок нового реагента был вопросом считанных дней. И понятно, что мы оставляем за скобками качество получаемого продукта, ведь все, что слеплено на скорую руку имеет очевидные последствия. Да и вообще в вопросе производства таких реагентов важна не сама разработка – важно стабильное производство и правильный контроль качества, чтобы каждый лот был одинаковый и сопоставим по чувствительности и сходимости с каждым последующим и всеми предыдущими. Стабильность – верх мастерства.

К счастью, российские тест-системы крупнейших производителей являются не просто хорошими, многие их продукты признаются и используются заграницей, например, те же ДНК-Технология или Вектор-Бест. Причем эти игроки вполне сопоставимы с крупными мейджорами по объемам продаж в России (о чем вы можете узнать из нашей простой инфографики).

Результаты крупнейших российский производителей тест-систем для ПЦР и ИФА диагностики. И, как следствие, тоже одних из крупнейших бенефициаров пандемии – сравните данные 2018 года с 2021-ым
Результаты крупнейших российский производителей тест-систем для ПЦР и ИФА диагностики. И, как следствие, тоже одних из крупнейших бенефициаров пандемии – сравните данные 2018 года с 2021-ым
А это вам для наглядного сравнения: результаты российских производителей VS иностранных мейджоров 😎
А это вам для наглядного сравнения: результаты российских производителей VS иностранных мейджоров 😎

Так чего ждать от Кентавра (который на самом деле является подвидом Омикрона - BA.2.75)? Судя по статистике – нас накроет новая волна уже вот-вот, скорее всего совпадет с сезонными ОРВИ в сентябре, а школы и институты станут катализатором для распространения. Будут ли рекорды, как у Омикрона? Все сильно зависит от ограничений, которые введут местные власти и осознанности граждан, ведь объективно все уже устали от пандемии и к COVID уже относятся почти как к ОРВИ, хотя 2 года назад многие боялись на улицу выходить. И чем проще будут ограничения и меньше осознанность граждан - тем сильнее он распространится – тут не надо быть эпидемиологом, чтобы об этом говорить. Но вопрос всегда будет к реальной и публичной статистике, ведь всем уже давно понятно, что в бедных развивающихся странах зачастую невысокая заболеваемость не потому, что там умеет прекрасно бороться с вирусом и эпидемией, а потому, что оснащенность системы здравоохранения очень плохая – нет тест-систем, нет протоколов, нет диагностики, а значит нет выявляемости и как результат – там «прекрасная статистика». И тут мы можем встать на такие же грабли – если отрицательный тест или сертификат о вакцинации требовать не будут, то и тестироваться тоже никто не будет, потому что все устали и просто забьют, да и если течение болезни будет проще, то тем более, а значит будет меньше выявляемость и «лучше статистика». Не зря говорят, что есть правда, ложь и статистика)

На этом у нас все, но это не точно…

Будьте здоровы!