Россия не будет поставлять нефть на мировые рынки в случае введения потолка цен, обсуждаемого странами G7, если он окажется ниже затрат на добычу. Об этом в среду заявил вице-премьер РФ Александр Новак.
- «Если эти цены, о которых говорят, будут ниже затрат для производства нефти, <…> естественно, Россия не будет обеспечивать поставки этой нефти на мировые рынки. Это означает, что мы просто в убыток работать не будем», — сказал он в эфире Первого канала.
В США, судя по всему, об этом если и думают, то в последнюю очередь и планируют ввести потолок цен к декабрю 2022 года, увязывая это с запретом Евросоюза на страхование танкеров с российской нефтью. Заместитель министра финансов США Адевале Адейемо напомнил, что в шестом пакете санкций европейцы отметили идею об ограничении цен и мерах относительно страхования нефти к сентябрю.
- «Так что наша цель заключается в том, чтобы к декабрю, когда вступит в силу запрет на страхование, мы могли бы добавить к этому потолок цен, чтобы снизить цены на энергоносители», — сказал он.
Ранее страны G7 заявляли о планах по ограничению цены на российскую нефть, чтобы ограничить доходы России, а также обсуждении этой возможности с другими государствами. По информации СМИ, предельные цены могут составить $40−60 за баррель. При этом глава американского минфина Джанет Йеллен не разделяет опасений ряда политиков и экспертов относительно прекращения Россией добычи нефти. По ее мнению, это не имеет особого смысла.
- «Мы рассчитываем установить ценовой лимит на таком уровне, при котором России будет явно выгодно продолжать добычу», — сказала она 13 июля.
Завиральными идеями назвал президент Владимир Путин попытки ограничить объем и цены на российскую нефть на мировом рынке.
- «Это всё то же самое, что происходит по газу. Результат — даже удивительно, что это говорят люди с высшим образованием, — будет тот же самый — подъём цен. Цены на нефть взлетят до небес», — предупредил он.
Судя по всему, на Западе предупреждений, звучащих из России, не слышат. Почему?
- — Потому что они ведут против нас экономическую войну, - полагает замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. — Если они будут корректировать свои высказывания в зависимости от высказываемых позиций со стороны российского руководства, то для их внутреннего воинственного дискурса это будет означать, что они поддались давлению, сдались, проявили малодушие, поэтому и надо продолжать бухтеть про потолки нефти и нести чушь, которую они придумывают.
- В данной ситуации, если они продолжат в том же духе, очевидно, что мы не будем продавать нефть странам, которые будут пользоваться системой с потолком цен. А если мы не будем продавать, то учитывая позицию нашей страны как одного из крупнейших производителей и экспортеров нефти, шансы на то, что кто-то будет поставлять эти объемы, вдруг неожиданно увеличив производство, ничтожно малы. От этого простого факта отталкиваются все, кто прогнозирует, что в случае введения потолка цен, цены могут действительно взлететь: Россия прекращает поставки, после чего возникает острейший дефицит, который бьет по всем.
«СП»: - Поддержат ли идею «потолка» в незападных странах, в частности, в Китае, Индии, на Ближнем Востоке? В США, например, заявляли о переговорах на эту тему с Китаем.
- — Главный вопрос — зачем? Когда о чем-то говорят наши американские «партнеры», то это что-то в немалой степени зависит от их внутриполитической повестки, которая сейчас диктуется грядущими выборами и различными факторами, которые стороны используют для критики друг друга.
- Мы пока наблюдаем, как руководство США отбивается от критики, которая звучит в их адрес со стороны противников. Основная часть этой критики связана с фактором подорожания моторного.
- топлива на внутреннем рынке, которое связано, в первую очередь, с подорожанием нефти. Соответственно, действующему руководству надо решать две проблемы: рассказывать окружающим о своих невероятных шагах по предотвращению дальнейшего повышения цен и искать виноватых. Виноватый найден — Российская Федерация. Кстати, еще осенью прошлого года среди виноватых называлась и Саудовская Аравия. Напомню, что моторное топливо в США начало дорожать еще в прошлом году, достигнув параметров, которые дали повод республиканцам критиковать демократов.
- Для США сейчас проще всего назначить виноватой Россию, мол «это путинский налог». Представьте, что наш президент на полном серьезе говорил бы про «байденовский налог». На смех бы подняли. А президент одной из крупнейших стран в мире может выйти и подобное ляпнуть. Свою аудиторию эти заявления находят, а раз это «путинский налог», значит, надо как-то противодействовать. Среди прочих и идея о потолке цен.
- Идея о потолке цен имеет как положительный момент, так и отрицательный. Из положительного для покупателей — устанавливается цена и вроде как продают не дороже этой цены. Правда, возникает вопрос об эмбарго — США вроде как не закупают российскую нефть. Они бьются за интересы Евросоюза? Так и он к концу текущего года продолжает покупать российскую нефть. О чем тогда?
- Они хотят в мировом масштабе надавить на российскую нефть? А тут возникают неотъемлемые отрицательные черты. Среди них главная — а как заставить Россию продавать нефть? Ну, сказали они России, что ее нефть стоит 40 долларов за баррель. А мы не продадим за 40.
- Я иронизирую, но ранее даже Йеллен высказывалась, что надо придумать схему, чтобы установить потолок, но при этом сохранить объемы на рынке. Даже ей очевидно, что если не заставить Россию каким-то образом продавать по этой цене, даже если удастся установить потолок, то не только с кризисом не справятся, но и усугубят его.
- Возникнет дефицит, все будут биться за эту нефть и к ноябрю моторное топливо на внутреннем рынке будет стоить совершенно не прогнозируемых денег. А они этого не хотят. Наоборот, хотят показать избирателю, что была проблема, а они с ней справились, поэтому голосуйте за них. В текущей остановке они могут говорить что угодно, их заявления направлены на внутреннего потребителя.
- Тот же Китай подается внутреннему потребителю как главный враг. Когда США говорят, что они ведут переговоры с Китаем, это не значит, что они близки к договоренностям по установлению потолка. Скорее, они показывают, что беседуют с Китаем и когда не получится, то виноват будет Китай. Он мало того, что противник, так еще поддерживает Россию, значит, Россия и Китай виноваты, что американцы дорого платят за моторное топливо.
- Китаю это глубоко не интересно. С какой стати Китай будет поддерживать американских партнёров в ущерб России?
«СП»: - Насколько может взлететь цена на нефть, если Запад все-таки пойдет на введение потолка цен?
- — Бессмысленно об этом говорить, если вы не JPMorgan, которому нужно цитирование. Никто не скажет, до какого уровня цены взлетят. Масса неизвестных, разбирать которые не имеет смысла.
«СП»: — Сколько сейчас стоит российская нефть и какова все-таки рентабельная цена?
- — Она очень зависит от конкретных месторождений, капитальных и операционных затрат. Если только операционный затраты, то пара-тройка долларов. Если говорить о сочетании капитальных и операционных затрат, то по оценке одной из норвежских компаний, которую они делали в 2016 году, но с тех пор мало что изменилось для нашей индустрии, то около 17 долларов в среднем. Есть более дешевые в эксплуатации месторождения, есть — менее. Сейчас доллар и рубль другие, но можно говорить о 17 долларах как ориентировочную величину.
- Для государственного бюджета приемлемой ценой на российскую нефть является цена порядка 3000 — 3300 рублей за баррель. Если в долларах нефть будет номинирована на неудобную нам величину, но мы захотим продолжить ее продажи, то в этих долларах может стать больше рублей. Госбюджет у нас номинируется в рублях, а не в долларах. Тот потолок, который озвучивают западные партнеры 40−60 долларов, а приемлемая для нас цена, которая озвучивалась руководством страны, примерно 55 долларов. О чем говорят эти люди, чем хотят на нас давить?
- Индия и Китай получают сейчас бонусы от текущей ситуации, получая нашу нефть дешевле. Оценки дисконта к Brent, по разным оценкам, около 10−20 долларов. То есть мы получаем значительно больше, чем планировали и еще откладываем в ФНБ. Для нас текущие цены даже с учетом дисконта не просто приемлемые, а шикарные.