Найти тему
Логопед дает совет

Как родителям наладить режим сна у детей

Иногда Катюша пропускает наши с ней занятия. Мама так и пишет в Вотсапе: «Плохо спала, поздно встала, капризничает». Каждое занятие с Катей начинается с потягивания и зевоты. Мозгу нужно включиться в труднейшую работу, а ресурсов не хватает.

Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

Сон - это отдых, который способствует восстановлению систем организма, но в первую очередь функций клеток коры головного мозга. Поэтому, для хорошей работы ЦНС, в первую очередь, следует наладить и неуклонно соблюдать режим сна и бодрствования.

Режим для всех детей очень важен. Жизнь по расписанию благотворно влияет на развитие детского организма. И, наоборот, отсутствие режима истощает детскую психику, мешает полноценному развитию детского организма.

Наверняка многим знакома ситуация, когда перед сном дети затевают активные игры с возней, писком и скачками. В результате отход ко сну затягивается, легко может перейти в ссору и слезы.

Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

Как решить проблему с режимом сна

В основном проблему можно решить при помощи четко регламентированного режима дня и выполнения традиционного ритуала отхода ко сну.

Соблюдайте следующие правила:

  • поддерживайте режим дня малыша;
  • укладывайте ребенка в одно и то же время;
  • постарайтесь уложить ребенка до того, как он окончательно устанет, начнет вести себя шумно и излишне активно, плакать без видимых причин, требовать постоянного внимания взрослых, проситься на руки;
  • за 30-40 минут до сна постарайтесь создать спокойную атмосферу;
  • откажитесь от эмоциональных, громких, подвижных игр, повышенных физических нагрузок (долгой прогулки или насыщенных водных процедур), просмотров мультфильмов;
  • комнату заранее проветрите до + 20-22 градусов;
  • приглушите комнатный свет;
  • избегайте долгого зрительного контакта с ребенком, приберегите его на утро, т.к. визуальный контакт с матерью один из стимулирующих средств;
  • водные процедуры должны быть тихими, вода может быть на пару градусов теплее, чем обычно, т.к. это расслабит малыша, в воду можно добавить 1-2 капли лаванды для снятия напряжения;
  • приготовьте и предложите теплое питье, например молоко, т.к. оно содержит триптофан, который является естественным успокоительным, можно воспользоваться готовыми чаями и травяными сборами, главное, чтобы у малыша не было аллергии;
  • если у ребенка есть страхи и темная комната вызывает негатив, включите неяркий ночник и оставьте дверь приоткрытой;

Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

  • положите рядом с малышом любимую игрушку, она поможет ему успокоиться, если он проснется, а рядом не окажется родителей;
Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

  • посидите рядом с малышом, расскажите сказку, спойте колыбельную песню, прочтите стихотворение (повторяющийся ритм и рифмы позволят мозгу ребенка настроиться на умиротворение);
  • сочетайте чтение стихов с легким, расслабляющим массажем, если ребенок перевозбужден, начните с массажа ступней: проводите массаж плавными, мягкими движениями, сопровождайте его монотонной речью, или тихонько напевайте.
Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

Помните, что привычные, рутинные процедуры перехода от бодрствования ко сну позволят малышу спокойно лечь в кроватку и заснуть!

Для приучения к плавному переходу ко сну малышей можно использовать специальные игры.

Вечерняя игра «Захотела мышка спать»

Психологический аспект игры:

  1. Формирование позитивных отношений между ребенком и родителем, чувства эмоционального и телесного комфорта.
  2. Формирование положительного настроя к ситуации «пора спать».

Возраст ребенка от 1,2 до 3 лет.

Время проведения за 3-5 мин. до сна .

Содержание игры: взрослый напевает слова, помогает ребенку надевать пижаму и укладывает его в постель.

Захотела мышка спать,

(помогаем малышу надеть пижаму)

Раз! И прыгнула в кровать!

(укладываем в кроватку).

Лапки «лодочкой сложила»

(садимся рядом с малышом и показываем, как сложить ладошки «лодочкой»)

И под щечку положила

(кладем сложенные лодочкой ладошки малыша под щечку).

Глазки мышка закрывает,

(взрослый прикрывает глаза и предлагает малышу сделать то же).

Сладко-сладко засыпает.

Баю-баюшки. Бай-бай.

Спи, малыш мой, засыпай.

(голос взрослого все тише и монотоннее).

Вечерняя игра «Песенка кита»

Психологический аспект игры:

1. Снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения.

2. Формирование чувства спокойствия и комфорта.

Возраст ребенка от 1,2 до 3 лет. Время проведения непосредственно во время укладывания в постель.

Баю-баю-баюшки.

Спят в кроватках заюшки.

Спят лисички, спят котятки.

Спать ложатся и ребятки.

Саши, Миши и Настюши,

Тани, Маши и Андрюши.

(медленно поглаживаем малыша от макушки до копчика)

Только в море кит не спит.

Напевает песни кит.

Баю-бай, баю-бай.

Глазки (называем имя ребенка) закрывай.

Такие игры полезны и с точки зрения развития речи малыша, поскольку они содержат простые слова, рифмы и ритмичность. Со временем они могут стать традиционными и перейдут по наследству вашим внукам.

Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

Ставьте 👍, если статья была для вас полезной.

Подписывайтесь на канал, чтобы находить полезные материалы по развитию детей.

Пишите в комментариях, как вам удается укладывать ваших малышей.

Подготовлено с использованием материалов книги: Трясорукова Т.П. Игры перед сном: игры на снижение психо-эмоционального и скелетно-мышечного напряжения для малышей от 1 года до 3 лет/ Т.П. Трясорукова .-Ростов н/Д: Феникс, 2017. -47 с.- (Школа развития).