18 июля стало известно, что российский «Газпром» уведомил своих крупнейших европейских клиентов Uniper и RWE о форс-мажоре по поводу поставок газа через «Северный поток – 1».
Сейчас прокачка «голубого топлива» прекращена из-за ежегодного профилактического ремонта на газопроводе, который должен завершиться 21 июля. Российская компания объясняет невозможность выполнения своих обязательств «чрезвычайными обстоятельствами вне сферы его контроля».
Речь здесь может идти о задержке с поставкой турбины Siemens, которая была отремонтирована в Канаде и возвращается в Европу позже намеченного срока, потому что власти Канады некоторое время решали, считать ли возврат «Газпрому» оборудования нарушением санкций. Юристы «Газпрома» утверждают, что уведомление о форс-мажоре было направлено клиентам во избежание штрафных санкций за невыполнение условий контракта, обязательства по которому не могут быть выполнены в срок по причине монтажа этой самой турбины, обеспечивающей прокачку газа по дну моря.
Своим последним уведомлением, как считают некоторые чиновники Евросоюза, «Газпром» дал понять, что возобновления поставок газа по «Северному потоку – 1» может не произойти. Uniper, в чей адрес оно было отправлено, уже обратился к федеральным властям Германии за компенсацией стоимости газа, которую компания заплатила альтернативным поставщикам, когда по «Северному потоку -1» прокачка сократилась на 60% в связи с ежегодной профилактикой. Uniper и RWE могли бы частично компенсировать физический объём поставками из других источников, но газа будет меньше, а стоить он будет дороже газпромовского.
В случае, если «Северный поток – 1» не возобновит свою работу, то в силу вступит газовая директива ЕС, принятая еще в 2017 году и представляющая собой план экстренных мер по газоснабжению. В директиве государства-члены Евросоюза объединены в группы со схожими рисками (например, Франция, Испания и Португалия – имеют минимальную зависимость от газа из России, а государства Балканского полуострова – среднюю, Финляндия вместе со странами Балтии – высокую). В случае с перебоями в поставках топлива государства ЕС обязаны проявить солидарность и поставлять газ друг другу, но произойдет это в том случае, если страна, нуждающаяся в помощи, объявит о чрезвычайной ситуации и предпримет шаги, направленные на экономию энергоресурсов. Так, например, Германия должна будет в случае кризиса делиться газом с Чехией, Австрией и Данией.
С целью реализации газовой директивы Еврокомиссия еще в 2017 году призвала государства ЕС заключить двухсторонние договоры о солидарных поставках газа по причине отсутствия внутри Евросоюза как централизованного распределения, так и связанных с ним квот. На сегодняшний день такие договоры заключены только у Германии с Австрией, Чехией и Данией, у Латвии – с Литвой и Эстонией, между Финляндией и Эстонией, а также между Италией и Словенией.
Как видим, не все государства последовали рекомендации Еврокомиссии, что уже означает проблемы с реализацией директивы.
Теперь зададимся вопросом, может ли директива Еврокомиссии быть реализована вообще?
Самая первая проблема состоит в том, что поставщиками газа в Евросоюзе являются как государственные, так и частные компании. Государственные подпадают под действие межгосударственных договоров о солидарных поставках, но как быть с частными? Например, уже упомянутая Uniper частично является дочерней компанией финского концерна Fortum, а другая часть Uniper принадлежит владельцу в Германии. В случае с трудностями в поставках не известно, кому из доноров Uniper будет качать газ, – Финляндии для того, чтобы она помогла странам Балтии, или Германии, которая должна прийти на помощь Австрии, Чехии и Дании.
Понимая, что от договоров о солидарных поставках и от самой директивы Еврокомиссии толку мало, правительства государств ЕС начали самостоятельно искать выход из брюссельского бюрократического тупика, самостоятельно прокладывая путь газу к собственным национальным потребителям. Так уже поступили Италия и Болгария, договорившись о поставках из Азербайджана и Турции. Венгрия, имея прямое соглашение с Россией, предвидя ситуацию, что ее могут заставить делиться, уже объявила о чрезвычайном положении и отказе соблюдать солидарные договоренности.
Если каждый утопающий думает о собственном спасении сам (иначе в ситуации с газом быть не может), то зачем тогда вообще нужен такой Евросоюз? Получается, что в среднесрочной перспективе он изживет сам себя, загнав каждую страну в отдельности в пакеты санкций, из которых Россия выкачала свой природный газ.
Бюрократические и юридические проблемы решить можно, было бы только время. Но самая большая проблема не во времени, а в наличии газа. Ставка в Еврокомиссии делается на сжиженный природный газ из США и Ближнего Востока, которым могут воспользоваться (пока теоретически, потому что плавучие терминалы еще строятся) страны Балтии и Германия, Италия сама договорилась о поставках из Алжира и Азербайджана, остальная Европа может рассчитывать на топливо из Норвегии, Алжира, Нидерландов и ОАЭ, которого будет недостаточно для восполнения поставок российского газа. По этой причине Еврокомиссия пока ничего другого предложить не может, кроме экономии и ограничения потребления газа. Но и эта мера способна заменить только третью часть газа, импортируемого из России.
На 26 июля назначено экстренное заседание Еврокомиссии, на котором еврокомиссарам предстоит решить, где взять остальные две трети. А пока к худшему для себя сценарию объединённая Европа не готова.
Автор: Александр Черный