Найти в Дзене
O K

Мозаика в храме Спаса на Крови

Интерьер питерского храма Спаса на Крови не менее прекрасен, чем его внешний неповторимый облик. Прославленный Спас на Крови известен не только как выдающийся архитектурный памятник и мемориал, но и как настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. В Спасе на Крови впервые в истории русской архитектуры мозаика так масштабно была использована для оформления пространства интерьера. Мозаичные иконы и красочные орнаменты полностью заполняют стены храма, плавно переходя в изогнутые поверхности арок, сводов и плафонов куполов.
Мозаикой и в древности украшали христианские храмы - фрагментарно мозаичные панно сохранились вопреки обстоятельствам в
соборе Святой Софии; роскошной мозаикой украшены интерьеры некоторых итальянских храмов, в частности - базилики Святых Космы и Дамиана на Римском форуме.
Мозаичные мастера создавали настоящие шедевры и до появления христианства. Самые древние мозаичные панно нам довелось увидеть в Археологическом музее
Неаполя - там хранятся оригинальные работы древних мозаичных мастеров, украшавших дома богатейших жителей печально известного города Помпеи.
Несомненно, многовековой заграничный опыт мозаичных мастеров пригодился и в отделке Спаса на Крови.

За право исполнения мозаик для храма-памятника соревновались: известная итальянская фирма "Венецианская мастерская" Антонио Сальвиати, немецкая фирма "Пул и Вагнер", мозаичное отделение Академии художеств и частная мастерская Александра и Владимира Фроловых, основанная в 1890 году. По итогам конкурса победу одержала мастерская Фроловых.

С 1896 по 1907 годы ее мастера, искусно владевшие техникой "обратного" или "венецианского" набора, исполнили свыше 600 икон и мозаичных композиций, декорирующих фасады и интерьер храма Спаса на Крови.

Технику "венецианского набора" братья Фроловы переняли у Антонио Сальвиати в Венеции. Именно мастером Антонио Сальвиати был создан и успешно использовался экономически выгодный способ мозаичного набора, получивший название "обратного" или "венецианского". Фрагменты мозаики в этой технике выкладывались в зеркальном отображении лицевой стороной на временное основание, на котором уже переносились на предназначенное для них место.

Эскизы к мозаикам создавали 32 художника. Среди них известные живописцы Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Николай Харламов. Их работы сохранились не только в храме Спаса на Крови.
Так - Михаил Нестеров работал над оформлением разных монастырей, в частности -
Марфо-Мариинской обители в Москве. По эскизу Нестерова набрана мозаика "Спас Нерукотворный", украшающая входной портал Покровского храма обители.
Виктор Михайлович Васнецов, уже тогда прославившийся как выдающийся мастер религиозной живописи, в тот период работал не только в храме Спаса на Крови, но выполнял и другие заказы. Росписи Васнецова во Владимирском соборе в Киеве служили эталонами для живописного убранства православных храмов на рубеже XIX – начала XX веков. Выполненная по эскизу Васнецова великолепная мозаика "О тебе радуется, Благодатная" украшает алтарную часть Георгиевского собора в
Гусь-Хрустальном.

Ещё одним прославленным живописцем в то время был Андрей Петрович Рябушкин. В своем творчестве этот мастер вдохновлялся традициями древнерусского искусства. Для Спаса на Крови Рябушкин исполнил картоны к 17 мозаикам внутреннего оформления, а также семь картонов для наружных мозаик.

В плафоне центрального купола представлено изображение Пантократора, в образе которого воплощена идея Спасителя. Автор эскиза Пантократора - известный художник Николай Харламов, создавший для собора 42 композиции, в том числе и образы, расположенные в плафонах четырех малых куполов: "Богоматерь", "Спас Благое Молчание", "Спас Эммануил" и "Иоанн Креститель". В своих ярких, монументальных произведениях Николай Харламов, как правило, использовал приёмы византийского письма.

Центральный алтарный свод украшает величественный образ Иисуса Христа в композиции "Христос во славе" - одна из самых значительных мозаик храма-памятника, также исполненная по эскизу Харламова. Сложная по композиции мозаика полностью заполняет поверхность алтарного свода храма. Спаситель - "Христос во славе" - представлен как властитель мира небесного и земного. В центре мозаики изображена фигура Христа, несомого огненными серафимами. Образ с красивым тёмным ликом вписан в сияющий ореол, выложенный золотой смальтой.

В отличие от монументальных произведений куполов и сводов, исполненных мастерами Фролова, мозаичные образы для иконостаса, сени и киотов – станковые произведения. Они были созданы Императорской Академией художеств и немецкой фирмой «Пуль и Вагнер» не зеркальным "венецианским", а "репродукционным" способом, позволяющим детально копировать живописный оригинал с сохранением всех его цветовых и световых эффектов. Немецкие мастера создали мозаики: "Князь Владимир", "Мария Магдалина", "Царица Александра" и "Николай Чудотворец". Мозаичные иконы набраны смальтой мелкого модуля, точно подобранной по форме и цветовому решению.
Иконы "Спаситель" и "Богоматерь", традиционно расположенные по сторонам от Царских врат, выполнены по эскизам Виктора Михайловича Васнецова.
О мозаичных иконах киотов "Александр Невский" и "Воскресение Христа", созданных по эскизам Михаила Нестерова, я рассказывала в своей предыдущей статье
"Сакральный храм Спаса на Крови (Воскресения Христова)".
Использование различных способов набора мозаики позволило создать образы евангельской истории от масштабных декоративных композиций до миниатюр.

Авторство самого большого количества мозаик в интерьере и на фасадах Спаса на Крови (всего 48 эскизов) принадлежит художнику Василию Беляеву. В частности, по его эскизам были созданы крупные мозаичные композиции "Сошествие Святого Духа на апостолов" и "Нагорная проповедь" на южном своде.

Рассматривать мозаичные панно Спаса на Крови, похожие на яркие иллюстрации библейской истории, можно часами. Многочисленные посетители храма-музея принадлежат к разным конфессиям, заходят и атеисты, но среди них нет равнодушных созерцателей, не способных оценить масштабность и великолепие мозаичного убранства Спаса на Крови. Удивительно, но такая красота сохранилась вопреки многим обстоятельствам, о которых я рассказывала в своей первой статье, посвящённой этому мемориалу - "Храм Спаса на Крови - величественный памятник трагически погибшему царю-освободителю".
Настоящей статьёй я заканчиваю рассказ о Спасе на крови. Мой следующий фотоотчёт будет посвящён ещё одному прославленному храму Санкт Петербурга - Исаакиевскому собору. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.