Найти в Дзене
O K

Рим. Пантеон

Пантеон - один из самых известных памятников архитектуры древнего Рима. Его название в переводе с древне-греческого означает "храм всех богов". Начали строить Пантеон в 27-25 годах до нашей эры во времена правления Гая Октавиана Августа. Финансировал строительство Марк Випсаний Агриппа - римский полководец, консул и политический деятель, который был в то время вторым лицом в государстве после императора, и его зятем. Пантеон был реконструирован в 125 году после того, как здание серьёзно пострадало в 80 году при пожаре. Но память о том, что храм всех богов был возведён при Марке Агриппе, была сохранена и запечатлена на фронтоне в виде надписи: "M. AGRIPPA L.F. COS. TERTIVM FECIT", в которой упоминается имя консула.

Пантеон был возведён на территории, на которой в античные времена находилось Марсово поле. Рядом с древними стенами Пантеона, на площади piazza della Minerva установлен древний монумент - египетский обелиск VI века до нашей эры. Он водружён на спине мраморного слона работы ученика Бернини - Эрколе Феррата.

Если будете с этой стороны подходить к Пантеону, обязательно зайдите в церковь Санта Мария Сопра Минерва. Там собраны великолепные произведения искусства, в том числе статуя Христа с крестом работы Микеланджело и его учеников (слева от алтаря). Своим названием площадь и церковь обязаны античному храму, посвящённому Минерве, в древности стоявшему на этом месте. Есть легенда, согласно которой именно здесь проводились комиссии по вопросам отречения еретиков от своих заблуждений в эпоху инквизиции. Возможно, на площади у церкви Санта Мария Сопра Минерва, или даже в самой церкви, каялись в своих грехах Галилей и Граф Калиостро.

Напротив главного портала Пантеона установлен ещё один древний египетский обелиск, украшавший когда-то Марсово поле. Этим обелиском дополнили в XVIII веке площадь пьяцца делла Ротонда с фонтаном, который Джакомо делла Порта установил перед Пантеоном в 1578 году.

Архитектура Пантеона уникальна. Его куполу, выполненному без армированных конструкций, нет аналогов. Огромная кирпично-бетонная ротонда украшена глубоким портиком с 16 гранитными колоннами. Высота каждой колонны достигает 12 метров, а вес - 60 тонн. Колонны высечены из серого и красного гранита, и увенчаны коринфскими капителями.

-5

Первоначально конструкции, поддерживающие крышу портика были укреплены бронзой, которую в начале XVII века пустили на переплавку для балдахина собора Святого Петра, по приказу папы Урбана VIII Барберини. Это несмотря на то, что с 608 года Пантеон числился христианским храмом, и находился под защитой церкви. На Пантеон за несколько веков обрушилось немало бед. Кроме того, что он несколько раз горел, его в V веке разграбили варвары. После приказа папы Барберини в Риме появился каламбур - жители шутили: "Чего не сделали варвары (barbari - по-итальянски), сделал Барберини".

Несмотря на мрачный вид стен Пантеона, они внушают заслуженное уважение. Невозможно не восхититься столь мощным непревзойдённым архитектурным шедевром, пережившим почти 2 тысячи лет. Толщина его стен достигает 6 метров. Надёжность конструкций Пантеона стала залогом его рекордной долговечности. До сих пор ходят самые нелепые легенды, подвергающие сомнениям достоверные факты. Есть мнения, что построить такое огромное сооружение могли только в эпоху Средневековья. Скептики утверждают, что без инопланетян или нечистой силы возвести Пантеон почти 2000 лет назад было невозможно.

Опытные строители предполагают, что в начале нашей эры не могло быть технологий по производству бетона и кирпичей. Есть целые трактаты на эту тему. Но историков, видимо, они не убедили. Что касается автора проекта храма, то есть относительно достоверное предположение, что в 125 году при перестройке Пантеона был приглашён Траяном знаменитый архитектор Аполлодор из Дамаска. Он был любимчиком императора, руководил строительством Римского форума, и возведением колонны Траяна. Какими технологиями пользовался этот архитектор, тоже неизвестно.

Грандиозность сооружения невозможно оценить, не попав в сам храм. Внутри Пантеона освещение меняется в зависимости от погоды и времени суток. Свет попадает внутрь только через открытую дверь и через "окулюс" - круглое отверстие, диаметром около 9 метров, расположенное в центре купола. Внутренний диаметр купола - 43, 5 метра, высота здания 42,7 метра. Таким образом, купол представляет собой полусферу. Технология строительства и мастерство архитектора заставляют посетителей фантазировать, сочиняя разные байки. Экскурсоводы рассказывают любопытную легенду: якобы при строительстве Пантеона купол возводили, засыпав всё пространство внутри здания рыхлой почвой с добавлением мелких монет, чтобы после завершения строительных работ помещение быстро расчистили заинтересованные рабочие и жители города.

Про отверстие в куполе тоже сложено немало легенд. Окулюс в древности служил в различных постройках для выхода дыма из очага. Позднее, это световое окно получило название "бычий глаз", и приобрело символическое значение. В Пантеоне купол символизировал небо, а окулюс - место сошествия божеств. В христианской архитектуре окулюс ассоциируется с "Оком Господним". Раз в год, в католический праздник Пятидесятницы, прихожан храма сквозь отверстие в куполе осыпают лепестками красных роз, символизируя "Сошествие Святого Духа".

После того, как Пантеон превратили в христианский храм Святой Марии и Мучеников, в его нишах устроили капеллы. В средние века в храме начали хоронить великих римских деятелей. В Пантеоне покоятся такие знаменитые итальянцы, как великий художник эпохи Возрождения Рафаэль, короли Виктор Эммануил II и Умберто I.

-11

Мраморная отделка Пантеона хорошо сохранилась. Основные цвета мрамора - серый, белый, красный и охристо-коричневый. В ясный солнечный день можно рассмотреть все оттенки мрамора, освещённые ярким "столбом света", проникающим сквозь отверстие в куполе. Вода, попадающая в храм в дождливые дни в это окно, удаляется по специально предусмотренным каналам дренажной системы.

За два тысячелетия Пантеон не раз менял свой облик. Гравюра Пиранези, на которой изображён Пантеон с башенками, была создана в конце XVIII века. Тогда ещё храм украшали симметричные колокольни, надстроенные по проекту Бернини. Эти башенки многим казались нелепым архитектурным решением, их даже называли "Ушами Бернини". Со временем от них благополучно избавились, вернув Пантеону первоначальный облик. На гравюре Пиранези, изображённой на второй фотографии в этой галерее, Пантеон представлен в историческом образе.

Первую гравюру мы снимали на выставке работ Пиранези в ГМИИ имени Пушкина в 2016 году. Снимок второй гравюры взят из открытых источников. Остальные фотографии в этой статье собраны из разных папок семейного архива. Фотообзоры с рассказами о других достопримечательностях Рима можно найти в моих статьях:

"Италия. Рим. Фонтан Треви", "Рим. Колизей", "Рим. Замок Святого Ангела", "Рим. Пьяцца Навона" и "Музеи Ватикана".