Найти в Дзене
ManGO! Games

Процесс стратегирования: этапы и особенности подхода

Стратегирование пошагово
Стратегирование пошагово

Стратегирование – способ планирование с нестабильные времена. Как проходит стратегирование? Рассказываем пошагово.

Все этапы процесса стратегирования могут быть реализованы в ходе одной стратегической сессии или серии сессий.

Этап 1. Сбор стратегических вопросов. Вопросы участники «приносят с собой», а также собирают по ходу дискуссии после создания сценария и в ходе последующего обсуждения.

Если вопросов становится слишком много, их ранжируют по весу для компании, и обсуждают в порядке важности.

Этап 2. Синхронизация. Собравшиеся синхронизируются в понимании ситуации, обмениваясь знаниями и доступными сведениями. Эксперт может выступить с докладом, в котором опишет информацию и представит аналитику без своих рекомендаций. Обзор могут также подготовить руководители, принимающие участие в дискуссии.

Этап 3. Поиск альтернатив. Каждый участник предлагает свой вариант, записывает его на стикере или на доске, после чего все вместе группируют предложения по смыслу. Такая фасилитационная сессия для этого этапа подходит больше, чем мозговой штурм, поскольку важно получить от каждого лучшее и обдуманное решение, а не просто собрать как можно больше вариантов. Однако в каждой компании может быть свой подход. Можно провести мозговой штурм, по результатам которого организовать стратегическую сессии по совместному выбору лучшего варианта.

Этап 4. Выбор вариантов для проработки. Сколько бы ни было предложено вариантов, их нужно пропустить через единые требования к идеям, которые можно брать в работу. Каждый выражает свое мнение о том, реализуем ли вариант, эффективен ли и так далее. Собравшиеся могут сначала обсудить плюсы, минусы и ограничения каждого варианта. Так получают список вариантов, которые можно взять в проработку, не принимая пока решения о том, какие и в каком порядке будут прорабатываться.

Этап 5. Проработка вариантов. Назначаются ответственные, определяются сроки, порядок. Отобранные на более детальном обсуждении варианты отправляются в проработку.

Этап 6. Выбор варианта из проработанных. После проработки участники выбора собираются, чтобы принять решение о варианте, который будет внедряться на уровне всей компании. Ответственность за выбор может взять:

  • руководитель компании,
  • лидер команды, реализовавшей лучший вариант,
  • тот, кто в компании отвечает за стратегию.

Выбор варианта могут определять:

  • путем голосования,
  • в ходе фасилитации,
  • на заседании комиссии,
  • поиском консенсуса,
  • решением руководителя.

Главное, чтобы в результате принятого решения компания получила поддержку выбранного варианта теми, кто будет воплощать задуманное.

Процесс стратегирования

Процесс стратегирования – постоянный. Стратегирование нужно рассматривать именно как процесс, а не как результат. Это происходит непрерывно, стратегия постоянно пересматривается и оптимизируется. При этом постоянно внедряются новые решения. Таким образом компания не прекращает развиваться, оставаясь всегда гибкой.

Стратегия – это не что-то, что можно закрепить, «отлить в бронзе и повесить на стенку». Стратегия – это то, что корректируется и создается постоянно. В каждый момент времени должна быть актуальная стратегия. Этот подход соответствует текущей ситуации постоянных перемен и постоянного движения.

Теория стратегирования – это постоянный учет всех факторов, которые так или иначе влияют на бизнес. Что это за факторы? Начиная с экономической и политической ситуации в стране и мире – и заканчивая психологическим состоянием топ-менеджера компании.

Стратегический менеджмент требует постоянного мониторинга и анализа мер, достаточных для достижения поставленных целей. Такой подход также требует постоянной готовности к переменам, готовности меняться, критического отношения к себе и способности отступать от плана и составлять новый.