Военный летчик – особая профессия, подразумевающая беззаветную преданность небу, полное бесстрашие и техническую образованность. Относилось это и к немцам. Но многие хвалёные пилоты Люфтваффе, которые были сбиты и оказались в плену, предпочитали всё же сотрудничать с победителями, а не отправляться в лагеря военнопленных.
Самым известным фашистским летчиком-истребителем, сбитым на сталинградском фронте, был правнук Отто Бисмарка, Генрих фон Эйнзидель (Айзиндель).
На момент пленения немецкому асу, которого в эскадрилье звали просто Графом, исполнился только 21 год, но за его плечами было множество воинских побед. Только на сталинградском фронте он успел сбить 31 советского пилота. Но в самом конце лета 1942 года наши летчики заставили Графа совершить вынужденную посадку.
Только «спущенный с небес», отпрыск знаменитого семейства, обладатель Рыцарского креста с золотыми дубовыми листьями, понял, наконец, наказ своего предка о том, что с Россией воевать всё же не стоит. В подмосковном лагере военнопленных он вступил в члены антифашисткой организации «Свободная Германия», потом занял пост ее вице-председателя, отвечал за пропаганду, выпуск листовок. Но идеи коммунизма так и остались для него неприемлемыми.
В 1947 году Графу разрешили поселиться в ГДР, однако через 2 года он сбежал в ФРГ, поскольку соотечественники не простили ему сотрудничество с СССР. Здесь бывший пилот занимался политикой, был журналистом, освоил несколько профессий в кинематографе. Он дожил до 85 лет, считался несгибаемым антифашистом и антикоммунистом.
Это был не единичный случай смены убеждений по воле обстоятельств. Пилот Люфтваффе Франц-Йозеф Бееренброк не имел столь высокопоставленных родителей. К тому же, его мать была русской. Но воинское мастерство летчика позволило в свои 22 года иметь 117 побед и должность стаффелькапитана (комэска). Он попал в плен в ноябре 1942 года в Смоленской области. Также стал антифашистом, одним из создателей организации «Союз немецких офицеров».
Его бывшие «коллеги» - немецкие летчики, подозревали Франца-Йозефа и в других «грехах», тактической подготовке советских летчиков, которые стали активно использовать в бою приемы фашистских пилотов. Никаких официальных доказательств на этот счет обнаружено не было, главным козырем обвинителей выступало отличное знание офицером русского языка. В 1949 году Бееренброк поселился в ФРГ, вернулся на службу в Люфтваффе, дожил до преклонных лет.
Среди военнослужащих лётного состава Германии были и те, кто шли в советский плен по собственному желанию. Таким стал унтер-офицер, бортмеханик Хайнц Мюллер, отбывший на родине срок за свои взгляды в концлагере Дахау. Неблагонадежного гражданина призвали на фронт только в 1943 году, когда немцы стали испытывать острую нехватку в личном составе.
Мюллер служил в Одессе, в военно-транспортной эскадрилье. Улучив подходящий момент, немецкий коммунист решился на отчаянный шаг. В начале 1944 года он силой заставил экипаж, возвращавшийся после полета, поменять курс «Юнкерса». В результате машина оказалась на территории, которую контролировали советские войска. Мюллер, заранее собравший ценную информацию о собственной эскадрилье и окрестных частях, оказался очень полезным для советской разведки. Он стал ее сотрудником под позывным «Мельник». В конце войны за голову советского разведчика фашисты обещали миллион рейхсмарок.
Летный состав Люфтваффе не был однородным - здесь оказывались выходцы из бедных семейств и представители знатных фамилий. Среди них Эбергард Казириус, взятый в плен 22 июня 1941 года, Эдмунд Россман - ведомый лучшего аса Германии Эриха Хартманна, коммодор Франкенберг и ряд других известных в нацистской Германии асов, которые охотно шли на контакт с советской контрразведкой.
Некоторые из них стали убежденными антифашистами и многое сделали для развенчания Гитлера, бывшего кумиром миллионов одураченных немцев.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.