Голый бунт в Смоленском каторжном централе – уникальное событие в истории отечественного протестного движения. Пример того, как можно и нужно защищать свои, общечеловеческие, права ненасильственными методами. Даже находясь в местах заключения.
В 1905 году в Российской империи разразилась Первая русская революция. По всей стране начались вооруженные бунты и восстания. Провинциальный Смоленск оставался в стороне от политических катаклизмов, а потому в местный централ – каторжную тюрьму отправляли «самых буйных» из других регионов.
В какой-то момент здесь оказались сотни «политических» узников – участники восстания в Севастополе под руководством лейтенанта Шмидта, участники Киевского восстания саперов и анархисты-экспроприаторы из Одессы. Их содержали в камерах, где ютились по несколько десятков человек.
В политическом плане арестанты весьма различались – социал-демократы, эсеры, анархисты всей мастей, но их всех объединяла идейная ненависть к режиму.
Условия содержания в камерах были ужасными. Питание – жидкая баланда с редкими крупинками, дурно пахнущие щи и жидкий горох. Естественно никакого мяса. Постельного белья не существовало: вместо матрасов – кусок брезента, вместо подушки – мешок соломы. Свидания, вопреки закону, не проводились. Переписка с родственниками формально была разрешена, но держать в камерах бумагу запрещалось.
Но самое отвратительно, что администрация тюрьмы намеренно забирала всю одежду у арестантов, взамен выдавая одинаковые одноцветные суконные тюремные робы, а также казенное белье. При этом смена белья производилась раз в неделю, но его не стирали, а только раз ополаскивали водой и выдавали заново всем подряд. Как писал один из очевидцев:
«Брезгливый человек не в состоянии не только надеть (чужое) белье, но и взять его в руки»
20 декабря 1906 года (все даты по старому стилю) почти 300 политических заключенных сняли с себя всю одежду и выбросили их в тюремный коридор. Туда же последовали и казенные одеяла. С этого момента, как позже напишет один из участников «голого бунта»:
«Ходили все почти нагишом, если не считать суконных брюк, надетых прямо на голое тело. Находились и такие, что расхаживали по камере просто в костюме Адама до его грехопадения… В таком упрощенном костюме, поддерживая руками железные кандалы на ногах, выстраивались они на утренних и вечерних поверках…»
Цитата: Генкин Н. С. По тюрьмам и этапам. Петербург, 1922
Вскоре к политическим присоединились и уголовники, согласные «за любой кипиш». А в начале 1907 году о «голом бунте» в Смоленске узнали журналисты.
«Политические заключенные в смоленской тюрьме отказались одеваться в казенную одежду в виду ее заразности и постановили: до тех пор, пока им не позволят одевать собственное белье, ходить голыми…»
Цитата: газета «Русское слово» от 3 января 1907 года
И действительно, узники выдвинули всего одно требование – позволить им носить собственную одежду, ту в которой они прибыли и ту, которую передадут родственники.
Но самодуры в погонах – это неизлечимая болезнь нашей страны на протяжении веков.
Тюремное начальство отказалось выполнять требования заключенных. Весть о голом бунте распространялась по всей России. И хотя общественность не испытывала особого сострадания к арестованным революционерам, «бунтовщикам и бомбистам», все были против унижения человеческого достоинства.
Начальники других централов, опасаясь повторения «голых событий» у себя, пошли на улучшение бытовых условий заключенных. Но в Смоленске решили взять протестующих измором.
В тюрьме уменьшили отопление, а на дворе зима, между прочим. С полов сняли деревянные настилы и залили цементом. Зачинщиков «голого бунта» перевели в другие тюрьмы.
Первыми дрогнули уголовники. А через месяц, 30 марта 1907 года, и политические согласились одеться в грязные арестантские робы и белье. «Голый бунт» закончился, он длился ровно 100 дней.
И хотя для себя участники протеста так ничего и не добились, в целом их героический пример вдохновлял новых бойцов на сопротивление царизму.
Оторванная от народа власть своими руками, на ровном месте, предъявляла себя в самом отвратительном виде и взращивала новых революционеров.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: