Найти в Дзене
AvtoBlogPost

Система кондиционирования автомобиля. Диагностика кондиционера автомобиля

Оглавление

Многие автомобили оснащены системой кондиционирования, но мало кто точно знает как работает кондиционер в машине.
В этой статье мы поговорим о том как работает кондиционер в машине, рассмотрим основные неисправности кондиционера автомобиля, причины их возникновения, методы диагностики и устранения.

Первая в мире система кондиционирования автомобиля была создана в США еще в конце 30-х годов. Первым автомобилем оснащенным этой новинкой стал Packard. Удовольствие было не из дешевых и составляло почти треть стоимости авто.
Это ноу хау не получило хорошего отзыва и популярности в народе — выпуск прекратился. Только после окончания ВОВ производство систем кондиционирования было возобновлено.

Как устроена система кондиционирования автомобиля

Автокондиционер — это целая система, состоящая из многих узлов и деталей.

Основные элементы автокондиционера:

  1. Компрессор
  2. Конденсатор
  3. Вентилятор
  4. Ресивер-осушитель
  5. ТРВ (расширительный клапан)
  6. Испаритель
  7. Вентилятор испарителя
  8. Предохранительный клапан
  9. Датчики

Компрессор

Компрессор кондиционера автомобиля — это основной узел системы, можно сказать, является сердцем всей системы кондиционирования.. Его функция сжимать хладагент, находящийся в газообразном состоянии и обеспечивать циркуляцию хладагента по системе, магистралям и трубопроводам. Компрессор вытягивает пары фреона из испарителя и направляет хладагент в конденсатор. Также задачей этого узла является разделение контуров высокого и низкого давления. Существует примерно 40 видов автомобильных компрессоров. На сегодняшний день наиболее распространены роторно-лопастной и поршневой виды.
На всасывающей стороне, низкого давления, находятся испаритель сервисный штуцер низкого давления, датчик давления и трубопровод по которому хладагент поступает на всасывание в компрессор.
На нагнетающей стороне, высокого давления, находятся конденсатор, ресивер-осушитель, расширительный клапан с баллоном термодатчика, расположенным на испарителе, трубопровод с сервисным штуцером высокого давления и датчиками давления.

Как работает система кондеционирования автомобиля

Система кондиционирования автомобиля работает по такому же принципу, что и бытовой кондиционер.
Принцип работы устройства основан на способности жидкостей поглощать тепло при испарении и выделять его при конденсации. Система кондиционирования автомобиля поглощает тепло испарителем, охлаждает салон потоком охлажденного воздуха и выделяет тепло в окружающую среду через конденсатор.
Система кондиционирования автомобиля представляет собой замкнутую герметичную систему, заполненную фреоном и компрессорным маслом. Компрессорное масло осуществляет смазку трущихся деталей компрессора для уменьшения трения, снижения износа сопрягаемых деталей и уплотнения зазоров. Как и моторное масло, компрессорное масло отводит часть тепла и удаляет мелкие частицы, образовавшиеся в процессе трения сопрягаемых деталей.

Несмотря на небольшие отличия между кондиционерами разных производителей, принцип их действия идентичен.
При нажатии на кнопку включения кондиционера срабатывает электромагнитная муфта и стальной диск примагничивается к шкиву, приводимому в движение ременной передачей, за счет этого приводится в движение компрессор кондиционера.
Газообразный фреон всасывается компрессором, сжимается им. За счет сжатия происходит сильный нагрев. Сильно нагретый и сжатый фреон нагнетается по трубопроводу в конденсатор, который часто называют «радиатором кондиционера». В конденсаторе, при помощи вентиляторы, фреон охлаждается и переходит из газообразного состояния в жидкость. Температура хладагента на входе составляет 80 °С, а на выходе 50 °С.
Теплый жидкий фреон поступает в ресивер-осушитель, где он проходит фильтрацию от мелких частиц, грязи и сушку от влаги.
Затем жидкий и очищенный хладагент высокого давления поступает в расширительный клапан ТРВ. ТРВ — это терморегулирующий вентиль, специальное устройство, которое регулируют перегрев пара, выходящего из испарителя. Далее этот хладагент попадает в испаритель. Жидкий хладагент, при низком давлением 2 бар кипит, этим охлаждаются стенки испарителя, через который вентилятором отопителя салона прогоняется воздух. Именно в этот момент происходит охлаждение воздуха в автомобиле. Хладагент, пройдя через испаритель, все еще достаточно холодный всасывается компрессором для повторного цикла.
Система кондиционирования автомобиля включает в себя несколько датчиков, которые следят за работой системы. Количество датчиков варьируется, в зависимости от модели и производителя авто.

Признаки неисправности кондиционера автомобиля

Первым сигналом неисправности кондиционера автомобиля являются «запотевающие» окна. При нормальном охлаждении воздух высушивается, а повышение влажности в салоне свидетельствует о нарушениях в работе кондиционера.
Также, если в компрессоре кондиционера, при включении, вы слышите щелчки или другой посторонний шум, то это свидетельствует о неисправности кондиционера. Скорее всего, причина в низком уровне хладогена в системе кондиционирования.
Появление неприятного запаха в салоне автомобиля при включении кондиционера. Чаще всего, это происходит из-за длительного перерыва в работе системы кондиционирования, что вызывает накопление вредоносных бактерий в системе.

Самостоятельная диагностика кондиционера

Для проведения диагностики кондиционера, необходимо сделать несколько простых манипуляций:

  • Заведите двигатель,
  • Подождите две — три минуты,
  • Включите кондиционер,
  • Возьмитесь рукой за трубку обратной магистрали
  • При исправной работе кондиционера вы почувствуете нарастание холода, а через минуту трубка станет ледяной

Основные причины неисправности кондиционера:

  1. Нарушение герметичности
  2. Загрязнение системы
  3. Физическое повреждение
  4. Высокое или низкое давление хладогена в системе

Советы по эксплуатации кондиционера

Длительный перерыв в работе любого механизма негативно сказывается на его состоянии. Это правило актуально и для кондиционера. Периодически включение охлаждения (10-15 минут) в холодное время года избавит вас от лишних проблем летом.
Не включайте кондиционер сразу после пуска двигателя. Дайте вначале поработать двигателю 5 минут без кондиционера. В конце поездки, отключите кондиционер чуть раньше, примерно, за 2-3 минуты до остановки двигателя.
Регулярно проводите диагностику (осмотр) системы кондиционирования. Это поможет своевременно обнаружить неисправности. Проверка системы кондиционирования также входит в сезонное техническое обслуживание автомобиля и рекомендована всеми автопроизводителями.

Автоблог

Авто
5,66 млн интересуются