Любой нормальной стране хочется занять в мире главенствующее положение. В крайнем случае – чтобы у нее было что-то, чего нет у других. Или у других есть, но немного хуже. Советский Союз изначально был в неравном положении по отношению к другим странам.
Во-первых, Мировая война, в которой участвовала царская Россия, плавно перетекла в революцию, коллективизацию, раскулачивание, а потом намного лет страна погрузилась в пучину Гражданской войны.
Советское метро должно стать лучшим
К тому же, СССР был первой страной в мире, где провозгласили власть рабочих и крестьян. Капиталистические страны не верили, что простые люди могут добиться каких-то успехов в деле построения государства.
Поэтому внимание к Советам было привлечено пристальное. И всеми мыслями руководителей первой в мире социалистической страны владело желание доказать привлекательность такого строя.
А что же могло быть лучшим доказательством этого, как не строительство метро, о котором при императоре только мечтали. Причем в Европе оно уже было, поэтому советский метрополитен должен был стать самым лучшим.
Трудности строительства
Денег на это не жалели. В 1931-м году был подготовлен проект строительства, и цена его определялась в 400 миллионов советских рублей. Однако дело это для советских рабочих и инженеров было новое, и никто не мог предполагать, с какими трудностями придется столкнуться.
В результате смета была превышена почти в два раза, а некоторые многомиллионные траты оказались и вовсе напрасными. В то время на все значимые стройки посылали комсомольцев, и эти молодые, работоспособные люди буквально совершали трудовые подвиги.
Но кому-то пришло в голову, что их могут заменить импортные машины. Те не справлялись с работой, быстро выходили из строя, требовали долгого ремонта. Поэтому было принято решение вернуться к труду молодых людей.
Проектом и строительством занимался лично Лазарь Каганович, и его именем оно называлось в 35-55 годах прошлого века. Для начала он тайно отправился посмотреть на берлинское метро.
Мнение его было такое, что вход к подземному транспорту должен выглядеть эстетически, а не как в столице Германии – обычные «дырки в земле». Московское метро должно было показывать каждому входящему в него, что СССР – успешная страна, если она может строить такое великолепие, и тратит столь безумные деньги на красоту.
Были возражения против того, чтобы залы метрополитена становились похожими на храмы и дворцы. Но один из архитекторов заявил, что каждый простой советский гражданин достоин того, чтобы ради него построили дворец.
Среди материалов отделки изначально были гранит, мрамор, фарфор. 37-38 годы ознаменовались строительством второй очереди метрополитена. Здесь уже упор делался на необычные инженерные и архитектурные решения.
Станция Маяковская была заложена на огромной глубине, чего до этого в мире не бывало. К тому же своды здесь поддерживались колоннами. На станции Аэропорт применили конструкцию сводчатую. Теперь сказался опыт строительства, и затраты на него сократились на треть.
В Великую Отечественную строительство не прекращалось
1938-1945 – годы строительства следующей очереди. Вообще-то, когда Гитлер рвался к Москве, предполагалось метро уничтожить вовсе. Но когда немцев от столицы отбросили, стройка возобновилась. В это время на станциях отделка шла в духе патриотизма.
А после окончания войны и до того времени, как Вождя народов не стало, на отделку и вовсе денег не жалели. И это притом, что европейская часть страны лежала в руинах, и большинство граждан жили в коммуналках ли бараках.
Спасибо, что ставьте лайки 👍и подписываетесь на канал: ИСТОРИЯ. А ВЫ ЗНАЛИ?, чтобы не пропускать новые статьи.