До революции в каждом губернском российском городе обязательно имелись так называемые дома дворянского собрания. В них проходила общественная жизнь тогдашнего «правящего класса» - устраивались встречи, собрания, концерты, балы. Время проводилось за общением и чтением книг, а также за карточными и бильярдными столами .
Что касается Самары, то на рубеже прошлого и позапрошлого веков наиболее влиятельным классом в городе была, как нетрудно догадаться, буржуазия. Известно, что среди первого поколения самарских купцов-миллионеров, «поднявшихся» на волне быстрого развития Самары во 2-ой половине 19-го века, не все были грамотными.
Но следующие поколения самарского «третьего сословия» были хорошо образованы, умели вести дела, повидали мир и знали себе цену. Будучи фактическими хозяевами города, хотели иметь свой центр общественной жизни. А поскольку желания самарских предпринимателей вполне соответствовали их возможностям, вопрос решился быстро. Причем надо сказать, что никакой элитарной закрытости в новом заведении не было – предполагалось его использование служащими казенных и общественных организаций.
Место было выбрано на улице Дворянской напротив Струковского сада. Пустых участков на главной улице города, естественно, не было. Участок принадлежал Альфреду фон Вакано, здесь уже стоял его новый дом, а на свободной территории планировался сад.
Но здесь уже губернское правление сделало владельцу пивного завода предложение, от которого тот не смог отказаться! Как было отмечено в договоре, « г. фон Вакано только из любезности уступает под казенные постройки по 40 р. за квадратную сажень, нисколько не нуждаясь в продаже.» Сделка с фон Вакано состоялась в 1906-м году, проект был заказан архитектору Дмитрию Вернеру, и Здание Общественных Собраний стало одной из самых ярких и запоминающихся самарских построек в стиле модерн.
В трехфасадном здани налицо модерн уже поздний, так называемый «рациональный». Первый этаж с выступающей входной группой оформлен массивным «рустом», выше использована эффектная облицовка плиткой «кабанчик» и цветной майоликой, над парадным входом - «корона» кованой решетки на открытом балконе. Круглые балконы повторяют форму средней части здания, причем все три фасада уникальны и друг от друга существенно отличаются.
На фасаде по ул. Куйбышева видим, где главное помещение – оно отмечено крупными окнами с типично «вернеровской» расстекловкой, а центральное окно украшено замковым камнем в виде довольно суровой мужской маски с длинными волосами, переходящими в линии лепного декора окна . Сверху акцент поддержан металлическим козырьком на цепях. Стены декорированы барельефами и коваными аппликациями.
Поскольку парадные помещения располагались со стороны ул. Куйбышева, фасад с улицы Шостаковича имеет более скромный вид
Шлемовидный купол «сдвинут» вглубь постройки, стекла на барабане купола были цветными.
Здание Общественного Собрание быстро стало своего рода популярным клубом. Целью его было «доставить своим членам и их семейству возможность проводить время с удобством, приятностью и пользой».
Для этого внутри располагался огромный зал, библиотека и читальня, бильярдная, комнаты для карточных игр (отдельно – для преферанса, винта и экарте), буфет и столовая, комнаты персонала. Проводились литературные вечера, научные лекции. Часто устраивались балы. А как же – дело нужное, балы были главными «ярмарками невест»!
А что потом? После 1917-го года балы здесь уже не проводились, и за преферансом никто уже допоздна не засиживался.
Находилось в здании много разных организаций – и центральный «Дом крестьянина», и клуб ворошиловских стрелков, и комитет ДОСААФ – но тоже никто долго не засиживался.
В 1975-м году наконец пришел «крепкий хозяин» - и в здании с тех пор расположился военно-исторический музей Приволжско-Уральского военного округа (ПУРВО). Музей, кстати, интереснейший и заслуживает отдельного рассказа.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете