До наших дней дошли сотни историй о зверствах немцев в годы Великой Отечественной войны. О массовых расстрелах, казнях, пытках и прочее. Но есть и другие истории — истории, доказывающие, что милосердие сильнее ненависти и жестокости, что маленький, неприметный человек способен на великий подвиг — спасти чужую жизнь, рискуя собственной. Одну из таких историй рассказал санкт-петербургский блогер Андрей Тараканов.
Это произошло в 1941 году, в одном из городов Полтавской области.
В конце сентября по улицам города разнесся рокот немецких мотоциклеток. Город захватили гитлеровские фашисты. Не всех сей факт огорчил: среди местных жителей нашлись желающие сотрудничать с оккупантами и получать полицейский спецпаек. Некоторые согласились работать на немцев от безысходности.
Оккупанты предоставляли выбор: либо работа на них в родном городе, либо "путешествие" в Германию в качестве остарбайтера. Зина, героиня истории, рассказанной Таракановым, выбрала второй вариант. Она пошла работать уборщицей в комендатуру.
Немецкие офицеры расположились в небольшом дореволюционном особняке, который до войны занимал райком партии. Спустя несколько недель после того, как из города в неизвестном направлении были вывезены все евреи, в комендатуру привели юную представительницу многострадального народа.
Аиде было 12 лет, ей удалось чудом спастись от поездки в лагерь смерти, где сгинули все ее родные.
Несколько недель она бродила по улицам, пряталась от немцев и полицаев. Кое-кто подкармливал сироту, но спрятать ее у себя дома — на это никто не решался.
И вот ее привели в кабинет к немецкому офицеру. Тот сразу же распознал "жидовку". Брезгливо взглянув на Аиду, он отдал приказание солдату, который привел ее. Девочка немецкого не знала, но смысл сказанного поняла. И тут сработал животный инстинкт — инстинкт самосохранения: воспользовавшись расслабленным настроением конвоиров, она что есть мочи бросилась к двери и выскочила в коридор.
Далее последовали долгие поиски беглянки. Немцы обошли все кабинеты, каждое помещение. Сперва хихикали, шутили и звали шуструю маленькую еврейку. Затем начали нервничать. И наконец, решили, что несостоявшаяся жертва пролезла через окно в туалете — между железными прутьями было достаточно место.
На окно пристроили дополнительную перемычку. О еврейской девочке на следующей день забыли.
Между тем Аида никуда не сбежала. Она спряталась в старинном камине, куда немцы забыли заглянуть.
Первые два дня не вылезала: сидела, как мышка, боялась дышать. На третью ночь совершила вылазку и даже раздобыла корку хлеба, оставленную на столе в том самом кабинете. На четвертую ночь снова вышла на охоту.
Так советская девочка превратилась в "доброе привидение". Днём она слушала голоса немцев и дрожала от страха. Ночью, покинув каминное укрытие, на цыпочках бродила по комендатуре в поисках съестного. Находила не всегда.
Однажды ночью, зайдя в туалет, Аида обнаружила на умывальнике ломтик хлеба и кусок мыла. Находка ее удивила. Мыло-то могли забыть, но хлеб как оказался в туалете? Аида не притронулись в неожиданному "богатству": уж очень не хотелось сыграть роль попавшегося в мышеловку грызуна.
Однако на следующую ночь все повторилось. Хлеб и мыло лежали на умывальника.
"Будь что будет!", — решила девочкам и воспользовалась подарком незнакомца.
Хлеб с мылом были вовсе не приманкой. Их оставила уборщица Зина, которая каким-то образом догадалась о поселившемся в комендатуре "призраке". Вплоть до прихода Красной армии она оставляла Аиде гостинцы на одном и том же месте — в туалете на умывальнике.
За сотрудничество с оккупантами Зина провела в лагере десять лет. Примерно в 1970 году Аида нашла ее. И, как рассказал Тараканов, который лично знал героинь этой истории, забрала ее к себе и заботилась о ней до самой ее смерти.