Приходя на любое обучение по маркетингу, я слышала одну и ту же сухую концепцию о целевой аудитории и позиционировании.
Некоторые преподаватели давали волю нашей творческой фантазии и мы писали портреты целевой аудитории, начиная с пробуждения этой эфемерной женщины, описывая весь день по шагам - о чем она думает, чем она завтракает, как проводит время с 17 до 18 и на какой подушке засыпает, нас учили, что нужно все все знать о нашем клиенте. Но мне это не помогало.
О методологии среди тех, кто обучает, знает лишь малый процент и совсем ничтожный применяют этот базовый инструмент при обучении людей. Но все знают «лайфхаки», как сделать так, чтобы ученик не чувствовал себя оболваненным.
Ох, начала за здравие, закончу, чувствую, за упокой.
Среди таких «лайфхаков», чтобы ученик сам себя убедил, что получил результат и не зря отдал свои кровные, бывают: ощущение перерождения после обучения (благодаря эмоциональным качелям и депривации сна внутри живого обучения), чувство, что вот наконец нашёл концепцию и авторитет, за которым хочется следовать и узнать все все (купив всю линейку продуктов), иногда результатом бывает наспех сделанный скомканный нежизнеспособный проект, но - будем честны - самое популярное - это исписанный рабочий блокнот, который ученик вероятнее всего в первые три дня отдыхая от обучения не откроет, а на четвёртый, встав на прежние жизненные рельсы, и вовсе задвинет подальше.
Короче, я вообще не собиралась писать о внутрянке современных обучений, хотела рассказать о том, как на меня снизошло понятие позиционирования вопреки пройденным обучениям по маркетингу и исписанным блокнотам. Снизошло оно для меня после личного обучения (опять же!).
Вернёмся к платьям.
У нас очень общительная аудитория. Я это всегда приветствовала, потому что работать онлайн с живыми людьми - это подарок для предпринимателя, ты очень быстро получаешь честную обратную связь. Без живой аудитории ты получаешь обратную связь только в цифрах и реагируешь дольше.
А клиенты хотят разное - и детское, и мужское, и для подростков. А женское хотят и свадебные платья, и купальники и в офис. И на высоких, и на очень очень худеньких и с нестандартным ОГ.
Как разорваться?
Один преподаватель заставил меня сделать ВЫБОР. Вот это вроде так очевидно - что нужно делать выбор и делать что-то конкретное, но когда ты в бизнесе, хочется объять все и угодить всем клиентам, которые попадают в поле зрения.
Но на самом деле это делается для удобства клиента - представьте, клиент заходит к вам в аккаунт, а там платья сарафаны и пальто и потом вдруг - домашний кефирчик, 100 р литр.
А потом снова платья платья и рраз - марафон худеем к лету. Клиенту сложно уложить это голове и проще выйти.
Так вот, женская одежда. В той терминологии, что училась я, существуют базовые стили: официальный, деловой, романтика, драма, casual и творческий. И максимум, что я могу себе взять - три стиля, работать с ними по отдельности или через диффузию, например casual+романтика.
Я выбрала три стиля - романтика, casual и деловой. За пределы этих стилей я не могу выходить, потому что клиенты теряются и перестают понимать, что здесь происходит. При этом крупные масс-маркет бренды, такие как Zara, H&M, Uniqlo и другие - имеют в продуктовой матрице все 6 стилевых направлений. Но мы - маленькие - и мы должны быть сфокусированы.
Романтика - это цвет, плавные линии, цветочные принты, нюансы, летящие ткани;
Casual - мягкие линии, трикотаж, удобство, повседневность, минимализм, больше форма, чем цвет, тактильность, сочетание с плоским ходом;
Деловой - строгие линии, однотонные ткани, минимализм, классические силуэты, консервативный крой. Деловой это самое коммерческое направление, здесь больше всего денег.
Моей основной задачей в работе по разработке коллекций - создавать разнообразие не выходя за принятые мной же рамки.
Конец.