Словообразование, морфемика и орфография. Морфемный и словообразовательный разборы слов
(учебник М.Т.Баранова. 7 класс)
Цель: повторение изученного по теме «словообразование и морфемика»; продолжение работы по овладению орфографическими умениями и навыками; совершенствование навыка морфемного и словообразовательного разборов слов; работа по развитию речи.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка д/з. Индивидуальные задания по выполнению фонетического разбора слова стаей.
3. Повторение. Синтаксический разбор предложения.
В роще сонной и пустой дрожат от холода осины, и долго листик золотой летит за стаей журавлиной. (пов., невоскл, сложн. 1) двусост, распр., осл. однор.определениями; 2) двусост., распр., неосл.)
- Сколько звуков в слове сонной? (5)
- Что важно знать, чтобы правильно написать это слово? (какой частью речи является слово, его морфемный состав и способ образования).
4. Сформулируйте тему и цель урока.
- Что изучает морфемика? (морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание, основа)
- Что изучает словообразование? (как образуется слово)
- Какие способы образования слов вам известны?
- Определите состав слова сонной и способ его образования. (сон/н/ой, суффиксальный)
5. Повторение изученного
1. В какой морфеме заключено основное лексическое значение слова? (корень)
- Прочитайте стихотворение А.Прокофьева (упр.26)
Косарь косил красивую траву.
Она, пронизанная земляникой,
Скрывалась от косы его во рву,
Сбегала под откос к малине дикой.
Но не укрылась, на прокос легла,
Легла, упала, скомкала соцветья.
- Как называются выделенные слова? (однокоренные)
- Все ли выделенные слова однокоренные? (Нет. Откос не является однокоренным словам косарь, косил и т.п.)
- Как называются такие слова? (слова с омонимичным корнем)
- Нужно ли различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями? (Нужно. Значение корня обязательно учитываем при написании безударных гласных в корне слова)
2. - Расскажите о правописании безударных гласных в корне слова (Безударные могут быть проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися)
- Найдите в стихотворении Прокофьева слова с проверяемыми безударными гласными; непроверяемыми.
- Можно ли проверять ударением написание чередующихся гласных в корне слова? (Нет. Написание чередующихся гласной зависит от суффикса А, от согласной корня, от ударения)
3. - Закрепим написание букв Е-И в корне слова. Перфокарта (можно распечатать каждому, можно диктовать словосочетания, а дети должны записать только гласную в корне с чередованием)
Перфокарта
1. собирать хворост, запирать дверь, растирать краски
2. забирать домой, постелить постель, заблестеть на солнце
3. блистательная победа, замереть от восторга, расстелить ковер
4. расстилается туман, блестящий лед, вытереть ноги.
5. подбирать цитату, придираться к мелочам, расстилать листы.
6. раздерет шкуру, блеснул вдали, прижигать рану
7. упереться ногой, заблестела река, зажигал свет
8. опереться на плечо, стереть написанное, блистал на балу
9. собираться в школу, задирать нос, упираться в подставку.
Объединив все ответы И, вы получите цифру 5
4. Итак, мы вспомнили, что, для того чтобы написать слово, нужно обязательно учитывать морфемный состав. Найдите слова, соответствующие схемам:
Предъюбилейный, объемный, подснежник, переход, пьедестал, пьеса, разгореться, большинство.
- Чем отличается морфемный разбор от словообразовательного?
- Выполняем морфемный и словообразовательный разборы слов из упражнения 24.
Обр..стают, прил..жили, безобл..чным, прик..снется, наг..рает, трос()никовые, погл..щает.
- Составьте с этими словами 1 ряд: сложное предложение; 2 ряд: простое осложненное предложение, 3 ряд: предложение с прямой речью.
5. Повторяем орфограммы, связанные с морфемикой и словообразованием
1. Работа с фразеологическим словарем. Найдите в словаре или вспомните и запишите как можно больше фразеологизмов, в составе которых есть слова с приставками пре-/при-. Объясните значение (бездна премудрости – обширные, глубокие познания,
камень преткновения - препятствие на пути к достижению какой-то цели или решению какой-либо задачи
превозносить до небес - книжн. непомерно расхваливать, восхвалять кого-либо, что-либо, преклонный возраст - возраст, при котором у человека начинается активное старение организма, преклонить колени - выражать глубочайшее уважение, почтение, восхищение,
принимать за чистую монету - принимать что-н. сказанное, написанное за истину, за правду, привести к общему знаменателю- уравнять ряд предметов или явлений, сделать их сходными, совпадающими в каком-л. отношении,
присутствие духа -полное самообладание, хладнокровие,
пришел, увидел, победил - так говорят о быстром успехе в каком-либо деле, о скором и решительном триумфе) Выигрывает тот, кто последним назовет фразеологизм.
2. Вспомним правило слитного и дефисного написания слов. Орфографическая диктовка (упражнение 28)
Юго-запад, кое-что, северо-западный, светло-синий, древнерусский, железобетонный, кто-нибудь, кое с чем, сине-зеленый, вагоноремонтный, почтово-телеграфный, сельскохозяйственный, изжелта-зеленый.
3. Правописание окончаний. Обозначьте орфограммы.
Пятидесяти, шестьюдесятью, четырьмястами, бегите, положите, рассчитайте, ориентируется, рассчитаюсь.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
7. Д/з: п.5, упражнение 25 или 27
Приложение
Перфокарта
1. соб..рать хворост, зап..рать дверь, раст..рать краски
2. заб..рать домой, пост..лить постель, забл..стеть на солнце
3. бл..стательная победа, зам..реть от восторга, расст..лить ковер
4. расст..лается туман, бл..стящий лед, выт..реть ноги.
5. подб..рать цитату, прид..раться к мелочам, расст..лать листы.
6. разд..рет шкуру, бл..снул вдали, приж..гать рану
7. уп..реться ногой, забл..стела река, заж..гал свет
8. оп..реться на плечо, ст..реть написанное, бл..стал на балу
9. соб..раться в школу, зад..рать нос, уп..раться в подставку.