Найти тему

10 задание ЕГЭ, 5 задание ОГЭ. Приставка ПРИ-🔮

В 6 классе приставки ПРЕ- и ПРИ- врываются в школьный курс русского языка и вплоть до окончания 11 требуют помнить о себе😀

Зачем?..

‼️10 задание ЕГЭ целиком посвящено приставкам: нужно вписать букву и отметить строку. Для успешного выполнения этого задания необходимо знать о приставках ПРЕ- и ПРИ-;

‼️5 задание ОГЭ посвящено всей пройденной орфографии. Приставка ПРИ- попадается там довольно часто.

‼️С приставками ПРЕ- и ПРИ-, как было указано выше, знакомятся в 6 классе (и начинают встречаться в вариантах ВПР), однако зачастую с 6-классниками разбираются только "самые популярные" значения: например, в учебнике Т.А. Ладыженской у приставки ПРИ- рассматриваются только "приближение", "присоединение", "неполнота действия".

Итак, приставка ПРИ- пишется, если...

✏Предмет/лицо находится рядом:

📍Приморская деревня -> деревня, которая находится рядом с морем;

📍Приарктическая станция -> станция, которая находится рядом с Арктикой.

✏Предмет/лицо приближается или присоединяется:

📍Вася скоро прибежит -> Вася приближается к нужной точке пространства 😄;

📍Петя прибил картину -> Петя присоединил картину к стене гвоздями.

✏Предмет/лицо не доводит действие до его логического завершения (это и есть привычная нам "неполнота действия" = "немножко" -> *наше любимое РАЗГОВОРНОЕ словечко, которое можно использовать только (!) для самопроверки):

📍Приоткрыть окно -> герой не полностью открыл окно, открыл "немножко";

📍Пристыдить ученика -> ученику сделали замечание, устыдили "немножко".

✏Предмет/лицо доводит действие до логического завершения:

📍Я придумал гениальный план -> герой довел действие до конца: он думал, думал и придумал.

📍Маленький принц приручил лиса -> герой подружился с лисом.

✏ Предмет/лицо выполняет несколько действий, при этом одно из них основное, другое - сопутствующее (деепричастие здоровается с нами😄):

📍Игнат варил кашу и припевал кастрюле -> герой готовил кашу и дополнительно к этому подпевал посуде.

Ср.: Игнат, припевая (деепричастие) кастрюле, варил кашу.

📍Аня ожидала друга и пританцовывала от нетерпения -> героиня ждала друга и попутно (может быть, это способ преодоления тревожности) "производила движения, подобные танцу".

Ср.: Аня ожидала друга, пританцовывая (деепричастие) от нетерпения.

‼️Не стоит забывать, что есть слова, в которых...

✒Очень трудно отыскать приставку (она почти приросла к корню):

📍Привередливый -> "немножко" вредный (-веред-//-вред- эти корни не имеют отношения к беглым гласным, но коварная Е и тут исчезла);

✒ИЛИ приставка приросла к корню:

📍Неприязнь -> никакой "язни" в "привычном нам" русском уже нет.

✒ИЛИ ее там и не было:

📍Приоритет -> это слово было заимствовано, никакой русской ПРИ- там никогда не было.

🚩Запомнить все правила написания ПРИ- вам может помочь следующее стихотворение:

Близко чему-то оказался предмет?

Значит, ПРЕ- тут точно нет!

Присоединился к чему-то предмет?

И снова ПРЕ- тут точно нет!

Действие завершено или нет?

Тут у ПРИ- и глагола хороший дуэт!

Одно действие сопутствует другому?

Тут только ПРИ- и никак по-иному!

-2

#впр  #впрпорусскомуязыку #огэ #огэпорусскомуязыку #егэ #егэпорусскомуязыку

Заинтересовала статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Если что-то осталось непонятно или требуется помощь по русскому языку (литературе) - свяжитесь со мной через социальную сеть "ВКонтакте"!