В 6 классе приставки ПРЕ- и ПРИ- врываются в школьный курс русского языка и вплоть до окончания 11 требуют помнить о себе😀
Зачем?..
‼️10 задание ЕГЭ целиком посвящено приставкам: нужно вписать букву и отметить строку. Для успешного выполнения этого задания необходимо знать о приставках ПРЕ- и ПРИ-;
‼️5 задание ОГЭ посвящено всей пройденной орфографии. Приставка ПРИ- попадается там довольно часто.
‼️С приставками ПРЕ- и ПРИ-, как было указано выше, знакомятся в 6 классе (и начинают встречаться в вариантах ВПР), однако зачастую с 6-классниками разбираются только "самые популярные" значения: например, в учебнике Т.А. Ладыженской у приставки ПРИ- рассматриваются только "приближение", "присоединение", "неполнота действия".
Итак, приставка ПРИ- пишется, если...
✏Предмет/лицо находится рядом:
📍Приморская деревня -> деревня, которая находится рядом с морем;
📍Приарктическая станция -> станция, которая находится рядом с Арктикой.
✏Предмет/лицо приближается или присоединяется:
📍Вася скоро прибежит -> Вася приближается к нужной точке пространства 😄;
📍Петя прибил картину -> Петя присоединил картину к стене гвоздями.
✏Предмет/лицо не доводит действие до его логического завершения (это и есть привычная нам "неполнота действия" = "немножко" -> *наше любимое РАЗГОВОРНОЕ словечко, которое можно использовать только (!) для самопроверки):
📍Приоткрыть окно -> герой не полностью открыл окно, открыл "немножко";
📍Пристыдить ученика -> ученику сделали замечание, устыдили "немножко".
✏Предмет/лицо доводит действие до логического завершения:
📍Я придумал гениальный план -> герой довел действие до конца: он думал, думал и придумал.
📍Маленький принц приручил лиса -> герой подружился с лисом.
✏ Предмет/лицо выполняет несколько действий, при этом одно из них основное, другое - сопутствующее (деепричастие здоровается с нами😄):
📍Игнат варил кашу и припевал кастрюле -> герой готовил кашу и дополнительно к этому подпевал посуде.
Ср.: Игнат, припевая (деепричастие) кастрюле, варил кашу.
📍Аня ожидала друга и пританцовывала от нетерпения -> героиня ждала друга и попутно (может быть, это способ преодоления тревожности) "производила движения, подобные танцу".
Ср.: Аня ожидала друга, пританцовывая (деепричастие) от нетерпения.
‼️Не стоит забывать, что есть слова, в которых...
✒Очень трудно отыскать приставку (она почти приросла к корню):
📍Привередливый -> "немножко" вредный (-веред-//-вред- эти корни не имеют отношения к беглым гласным, но коварная Е и тут исчезла);
✒ИЛИ приставка приросла к корню:
📍Неприязнь -> никакой "язни" в "привычном нам" русском уже нет.
✒ИЛИ ее там и не было:
📍Приоритет -> это слово было заимствовано, никакой русской ПРИ- там никогда не было.
🚩Запомнить все правила написания ПРИ- вам может помочь следующее стихотворение:
Близко чему-то оказался предмет?
Значит, ПРЕ- тут точно нет!
Присоединился к чему-то предмет?
И снова ПРЕ- тут точно нет!
Действие завершено или нет?
Тут у ПРИ- и глагола хороший дуэт!
Одно действие сопутствует другому?
Тут только ПРИ- и никак по-иному!
#впр #впрпорусскомуязыку #огэ #огэпорусскомуязыку #егэ #егэпорусскомуязыку
Заинтересовала статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Если что-то осталось непонятно или требуется помощь по русскому языку (литературе) - свяжитесь со мной через социальную сеть "ВКонтакте"!