Думаю, всем известны советские плакаты времен Великой Отечественной войны, призывающие воинов РККА вдохновляться образами героических предков.
Это один из наиболее тиражируемых таких плакатов. Но были и другие, в наше время чуть менее известные:
Однако, разумеется, апелляция к образам из прошлого не была изобретением советской пропаганды. Этот прием регулярно использовался в рамках визуальной военной пропаганды и в России до революции, и в других странах. Посмотрим несколько образцов.
Первая картинка – российская, по-видимому, из какого-то периодического издания. Новый, 1916 г., он же – Россия, в образе древнерусского воина, стоя на движущемся броневике, вздымает меч, в то время как смерть в виде седобородого старца, орудующего косой, поражает врагов России из числа лидеров «Центральных держав».
Похожий, но гораздо лучше исполненный образ древнерусского воина призывает подданных Российской империи участвовать в военном займе.
А вот далее в нашей подборке начинается зарубежное творчество и будет позанятнее.
Первое иностранное произведение – французское. Это картина Э. Шапрона 1914 г. под названием «На посту». Здесь тени предков не просто вдохновляют на борьбу, а призывают к мщению.
На другом берегу Рейна стоят гордые представители германской армии, а у пограничного столба две вызывающие жалость женские фигуры. Это, конечно, Эльзас и Лотарингия, утерянные Францией по результатам войны 1870-71 гг. На французской стороне Рейна стоит конный и вооруженный пикой французский драгун, вглядываясь в будущего противника. А с земли к нему тянут руки тени французских солдат (и одного моряка), павших в 1870-71 гг. Сложно однозначно решить, насколько действенным с точки зрения пропаганды, было столь натуралистичное изображение смертных останков предков.
В лоскутной Австро-Венгерской империи и военная пропаганда была в значительной степени «лоскутной» - для различных этносов и регионов подбирались релевантные именно для них вдохновляющие образы из прошлого.
Части, сформированные из тирольцев, во время Первой мировой с небес приветствует Андреас Гофер – вожак антинаполеоновской партизанской войны в Тироле в 1809 г.
С поиском приемлемого доблестного персонажа из прошлого для венгров у австро-венгерского руководства, по-видимому, возникли некоторые проблемы. Ведь многие, если не большинство, венгерских героев былых времен прославились в ходе антигабсбургской борьбы. Или в борьбе с турками, но под знаменами еще самостоятельной и независимой Венгрии, что с точки зрения имперской пропаганды, разумеется, нежелательно. Или под властью уже австрийских императоров, но в войнах с нынешними союзниками пруссаками. По-видимому, по этим причинам венгерских солдат Первой мировой с небес вдохновляет покойная к тому времени супруга Франца-Иосифа императрица Елизавета Баварская.
А вот американцы в ходе Первой мировой «нашли» себе достаточно неожиданных предков. Судя по рекламному постеру к фильму 1918 г. «Крестоносцы Першинга», они рассматривали себя ни много ни мало как последователей тамплиеров.
Пропагандистский плакат 1943 г. обращается уже к более предсказуемым образам предков – солдат армии Вашингтона времен войны за независимость США. Судя по внешнему виду героев прошлого, они изображены во время знаменитой бедственной зимовки Континентальной армии в Велли-Фордж 1777-78 гг.
В Польше к теме героев прошлого, вдохновляющих нынешних (на момент создания произведений) солдат, как минимум, дважды обращался Войцех Коссак. Эта картина носит название «Солдатский сон – атака в лесу»
Перед спящими жолнерами проходит целая атакующая кавалькада воинов прошлых эпох – средневековый польский рыцарь, крылатый гусар XVI-XVII вв, польский улан Императорской гвардии Наполеона, улан и конный егерь армии Царства Польского времен восстания 1830-31 гг. и т.д.
Похожий сюжет имеет и другая работа Коссака под названием «Дороги польского солдата»
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.