Найти тему

Образы предков вдохновляют на подвиги

Думаю, всем известны советские плакаты времен Великой Отечественной войны, призывающие воинов РККА вдохновляться образами героических предков.

Это один из наиболее тиражируемых таких плакатов. Но были и другие, в наше время чуть менее известные:

-2
-3

Однако, разумеется, апелляция к образам из прошлого не была изобретением советской пропаганды. Этот прием регулярно использовался в рамках визуальной военной пропаганды и в России до революции, и в других странах. Посмотрим несколько образцов.

Первая картинка – российская, по-видимому, из какого-то периодического издания. Новый, 1916 г., он же – Россия, в образе древнерусского воина, стоя на движущемся броневике, вздымает меч, в то время как смерть в виде седобородого старца, орудующего косой, поражает врагов России из числа лидеров «Центральных держав».

-4

Похожий, но гораздо лучше исполненный образ древнерусского воина призывает подданных Российской империи участвовать в военном займе.

-5

А вот далее в нашей подборке начинается зарубежное творчество и будет позанятнее.

Первое иностранное произведение – французское. Это картина Э. Шапрона 1914 г. под названием «На посту». Здесь тени предков не просто вдохновляют на борьбу, а призывают к мщению.

-6

На другом берегу Рейна стоят гордые представители германской армии, а у пограничного столба две вызывающие жалость женские фигуры. Это, конечно, Эльзас и Лотарингия, утерянные Францией по результатам войны 1870-71 гг. На французской стороне Рейна стоит конный и вооруженный пикой французский драгун, вглядываясь в будущего противника. А с земли к нему тянут руки тени французских солдат (и одного моряка), павших в 1870-71 гг. Сложно однозначно решить, насколько действенным с точки зрения пропаганды, было столь натуралистичное изображение смертных останков предков.

В лоскутной Австро-Венгерской империи и военная пропаганда была в значительной степени «лоскутной» - для различных этносов и регионов подбирались релевантные именно для них вдохновляющие образы из прошлого.

Части, сформированные из тирольцев, во время Первой мировой с небес приветствует Андреас Гофер – вожак антинаполеоновской партизанской войны в Тироле в 1809 г.

-7

С поиском приемлемого доблестного персонажа из прошлого для венгров у австро-венгерского руководства, по-видимому, возникли некоторые проблемы. Ведь многие, если не большинство, венгерских героев былых времен прославились в ходе антигабсбургской борьбы. Или в борьбе с турками, но под знаменами еще самостоятельной и независимой Венгрии, что с точки зрения имперской пропаганды, разумеется, нежелательно. Или под властью уже австрийских императоров, но в войнах с нынешними союзниками пруссаками. По-видимому, по этим причинам венгерских солдат Первой мировой с небес вдохновляет покойная к тому времени супруга Франца-Иосифа императрица Елизавета Баварская.

-8

А вот американцы в ходе Первой мировой «нашли» себе достаточно неожиданных предков. Судя по рекламному постеру к фильму 1918 г. «Крестоносцы Першинга», они рассматривали себя ни много ни мало как последователей тамплиеров.

-9

Пропагандистский плакат 1943 г. обращается уже к более предсказуемым образам предков – солдат армии Вашингтона времен войны за независимость США. Судя по внешнему виду героев прошлого, они изображены во время знаменитой бедственной зимовки Континентальной армии в Велли-Фордж 1777-78 гг.

-10

В Польше к теме героев прошлого, вдохновляющих нынешних (на момент создания произведений) солдат, как минимум, дважды обращался Войцех Коссак. Эта картина носит название «Солдатский сон – атака в лесу»

-11

Перед спящими жолнерами проходит целая атакующая кавалькада воинов прошлых эпох – средневековый польский рыцарь, крылатый гусар XVI-XVII вв, польский улан Императорской гвардии Наполеона, улан и конный егерь армии Царства Польского времен восстания 1830-31 гг. и т.д.

Похожий сюжет имеет и другая работа Коссака под названием «Дороги польского солдата»

-12

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.