Найти тему
Александр Майсурян

День в истории. Ипатьевский дом

Так выглядел Ипатьевский дом в советское время, до 1977 года

С 1960-х годов в СССР постепенно нарастали настроения, которые можно назвать реставрационными или даже монархическими. Например, писатель Владимир Солоухин, член КПСС, стал демонстративно носить на пальце золотой перстень с изображением царя Николая II. Этот его поступок стал предметом обсуждения на партийном собрании, где писателю указывали на несовместимость такого перстня с ношением партийного билета с профилем Ленина. А поэт Степан Щипачёв даже написал обращённое к Солоухину полемическое стихотворение «Перстень», начало стиха:
Это, верьте не верьте,
но факт — не придумать такого:
на пальце не с камешком перстень —
с лицом Николая Второго,
Возможно, бравада это?
Не знаю, по совести говоря.
Оправлена в перстне монета:
На золоте — тупость царя.

Кладя растопыркою пальцы
тяжёлой мужской руки,
владелец не прочь побахвалиться
перстнем таким.
Хочу у него спросить
всерьёз (не точить лясы):
неужто душою вы в той Руси,
где царь и охотнорядцы?..


Однако ничто не помешало Солоухину преспокойно носить перстень дальше... В это же время стало нарастать и внимание к особняку инженера Ипатьева в Свердловске (бывшем Екатеринбурге), где прошли последние месяцы жизни царской семьи. И если в 1920-е годы сюда приходили экскурсии революционеров, то теперь вокруг дома наблюдалось совсем иное: 16-17 июля, в годовщину расстрела, к нему ставили свечки в память царя и его семьи.

-2

Бельгийская делегация революционной молодёжи в помещении, где состоялся расстрел. Город Свердловск, 20 декабря 1927 года

И вот 26 июля 1975 года глава КГБ СССР Юрий Андропов направил в Политбюро ЦК КПСС предложение о сносе особняка. Главный чекист написал:
«Антисоветскими кругами на Западе периодически инспирируются различного рода пропагандистские кампании вокруг царской семьи Романовых, и в этой связи нередко упоминается бывший особняк купца Ипатьева в г. Свердловске. Дом Ипатьева продолжает стоять в центре города. В нём размещается учебный пункт областного управления культуры. Архитектурной и иной ценности особняк не представляет, к нему проявляет интерес лишь незначительная часть горожан и туристов. В последнее время Свердловск начали посещать зарубежные специалисты. В дальнейшем круг иностранцев может значительно расшириться и дом Ипатьева станет объектом их серьёзного внимания. В связи с этим представляется целесообразным поручить Свердловскому обкому КПСС решить вопрос о сносе особняка в порядке плановой реконструкции города».

-3

Спустя четыре дня, 30 июля, Политбюро единогласно одобрило решение «О сносе особняка Ипатьева в г. Свердловске», подписал его Михаил Суслов, так как Генеральный секретарь Леонид Брежнев в это время отдыхал в Крыму. На некоторое время исполнения решения задержалось, так как дом требовалось исключить из числа охраняемых памятников и т.д. Возникали разные предлоги для отсрочки, так как не все, видимо, спешили исполнить решение о сносе.
А исполнили его уже в сентябре 1977 года, и руководил исполнением решения, между прочим, тогдашний глава Свердловского обкома партии Борис Ельцин.

-4

16-17 сентября 1977. Снос Ипатьевского дома

-5

Разрушение здания с помощью шар-бабы

-6

Юрий Андропов — инициатор решения на уровне Политбюро

-7

Михаил Суслов, подписавший решение Политбюро за отсутствовавшего Генсека

В книге Бориса Ельцина «Президентский марафон» (2000) эта история изложена так:
«В середине 70-х я воспринял это решение достаточно спокойно. Просто как хозяин города. Лишних скандалов тоже не хотел. К тому же помешать этому я не мог — решение высшего органа страны, официальное, подписанное и оформленное соответствующим образом. Не выполнить постановление Политбюро? Я, как первый секретарь обкома, даже представить себе этого не мог. Но если бы даже и ослушался — остался бы без работы. Не говоря уж про всё остальное. А новый первый секретарь обкома, который бы пришёл на освободившееся место, всё равно выполнил бы приказ».

-8

Фото Б.Н. Ельцина из журнала «Life». 1989

Позднее, в девяностые годы, с началом эпохи, которую, возможно, назовут Реставрацией, фольклор связал воедино все эти начала и концы в таком анекдоте:

«Восстановленный Ипатьевский дом. Первые почётные посетители — президент Ельцин с семьёй.
Директор музея:
— А теперь, Борис Николаевич, добро пожаловать с семьёй в подвал, фотографироваться на память...»