Найти тему
Мысли учителя

"Конструктор рабочих программ" - плюсы и минусы (из моего опыта)

Как и любому другому учителю, мне предстоит к началу учебного года подготовить рабочие программы в соответствии с обновлённым ФГОС. И тут пришёл на помощь проект, созданный при поддержке Министерства образования РФ, под названием "Единое содержание общего образования". На портале содержатся как примерные рабочие программы учебных предметов, так и конструктор рабочих программ, призванный облегчить нам, учителям, составление этих самых программ.

Скажу сразу - меня смутило само название "Рабочая программа". Если я правильно понимаю, то она разрабатывается не на год, а на целую ступень образования. Например, с 1 по 4, с 5 по 9 и 10-11 классы. То есть, это целая система планирования, которая должна привести к определённым результатам в конце обучения на данной ступени. То, что представлено на сайте, скорее можно назвать календарно-тематическим планированием с пояснительной запиской, потому что предлагается создать файл на один класс, а не на ступень обучения.

Второе, что вызвало недоумение, это предложение создать программу на все классы, с 1 по 11. Хотя мы с вами помним, что ФГОС вводится постепенно. А значит, в этом году начать учиться по новым стандартам должны учащиеся 1-х и 5-х классов.

Может, я придираюсь, и такой подход весьма неплох. Время и практика покажет. А теперь непосредственно мои впечатления о том, что понравилось, а что нет.

Как советуют психологи, начнем с хорошего.

Во-первых, удобно то, что создать файл можно в два клика: выбрать предмет и класс.

Во-вторых, в созданном файле уже есть то, что вызывает ужас и головную боль учителя - пояснительная записка, в которую включены стандартные пункты: цель, задачи, содержание предмета, планируемые результаты.

В-третьих, есть тематическое и поурочное планирование в виде двух таблиц. Казалось бы, не такое уж большое дело напечатать тему, выбрать из выпадающего списка виды деятельности и формы контроля и расставить часы. Но это всё слишком хорошо, чтобы быть правдой. Все понимают, что такого в нашей системе быть просто не может.

Собственно, отсюда и начинаются минусы. Первое: есть графы только контрольных и практических работ. По нормативам, количество контрольных не должно превышать 10% от всех часов, и поэтому лишние конструктор просто не даст вставить (кстати, это касается и общего количества часов за год - сделать 210 из 175 не получится) . Что отнести к практическим? Сочинения, изложения? Или самостоятельные и проверочные работы? Тогда почему практические, если это тоже контроль, хотя и текущий?

Второе. Название разделов и тем в тематическом планировании менять нельзя. Совсем.

Третье. На каждый урок приходится придумывать, каким электронным образовательным ресурсом планирую воспользоваться. То есть на каждый из 175 уроков уже в начале года я просто обязана это знать. Каждый ресурс придется прописывать вручную.

Четвёртое - это дата изучения. Нет разграничения план/факт. Когда уроки каждый день, проблем нет. Но как быть с теми, у кого два часа в неделю, например? Жить можно, конечно, но жутко неудобно.

Пятое. Самое дикое, а потому любимое. Несовпадение тем в учебниках и в "Конструкторе" (а мы помним, что название разделов менять нельзя). Как сказали "сверху", учебников по новому ФГОС ещё нет (тут должен быть смайл "рука-лицо").

Я каждый день сажусь за составление этих чудесных документов, но, промучившись некоторое время в плане распределения часов по новому стандарту, я злюсь, ругаюсь, бросаю, но обещаю себе, что завтра уж точно на меня сойдёт озарение. Конечно, можно махнуть рукой и сделать как получится. Я не хочу "как получится", я хочу "хорошо".

Спасибо, что дочитали до конца. Мир всем).

#учитель #школа #рабочаяпрограмма #конструкторрабочихпрограмм #изопытаработы