Начало военной спецоперации на Украине стало переломным моментом для всего мира. Боевые действия в Европе, энергетический и продовольственный кризисы, многочисленные санкции в отношении России, изменение миропорядка. Однако многие эксперты убеждены — это только начало. Главные последствия и изменения после всех событий мы почувствуем уже этой осенью. Насколько оправданы эти прогнозы, в комментарии для «Слово и Дело» рассказали экономист, политолог и военный эксперт.
Грядущая осень ознаменуется вторым пиком глобального экономического и политического кризиса. Давление санкций, переход к импортозамещению, выстраивание логистических цепочек фактически заново — это только некоторые вызовы, которые стоят перед российской экономикой. Готова ли принять их Россия?
Экономика
Экономист, директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович в комментарии для «Слово и Дело» отметил, что именно самостоятельное налаживание промышленности, а также построение логистических цепочек и бизнес-контактов с азиатскими странами являются первоочередной задачей для российской экономики.
«Пока наша промышленность работает на старых запасах. Хотя, как вы уже видите, отечественный автопром прекратил поставки, вследствие чего на 80-90% обрушился объем продаж. Осенью иссякнут эти запасы западного оборудования. Главный вопрос — как поведут себя в новых условиях основные сферы деятельности российской экономики. Сумеют ли они повернуть логистику с запада на восток? Успеют ли договориться до осени с Китаем, с Индией, с Азиатскими тиграми? Удастся ли нам по какой-то упрощенной схеме придумать такой вариант, чтобы промышленность продолжала работать?» — объясняет экономист.
Георгий Остапкович отмечает, что в новых условиях главной задачей, стоящей перед государством, является сохранение экономики и промышленности — порой за счет упрощения продукции, как это случилось с отечественным автопромом. При этом, по словам эксперта, никакого краха экономики и критической ситуации, как в 1990-х, ждать не стоит. Новые условия необходимо использовать именно как возможность для развития и подъема собственной промышленности — для обеспечения достойного уровня жизни граждан, создания дополнительных рабочих мест и обеспечения покупательской способности.
«Экономика затормозится, станет упрощенной, но остановить ее нельзя никакими санкциями. Главная проблема в ближайшее время — создать свою отечественную продукцию, которая могла бы заменить импортную. Да, это дорого, да, это годы. Здесь должен быть уровень знаний и компетенций».
Резкого обвала рубля тоже ждать не следует. По словам экономиста, осенью курс доллара закрепится на положенных ему 70-80 рублях — но краха в 200 рублей не случится.
Спецоперация
На полях боевых действий также ожидается скорый переход к новому этапу спецоперации. Президент Украины Зеленский приказал ВСУ отвоевать южные прибрежные территории страны, которые перешли под контроль российской армии. В связи с этим многие эксперты ожидают скорого контрнаступления украинской армии, которое также может случиться осенью — когда на Украину подоспеет вооружение и личный состав с Запада. Военный эксперт Виктор Литовкин в комментарии для «Слово и Дело» отметил, что в этом вопросе не стоит ориентироваться на конкретные сроки — спецоперация идет своим чередом.
«Я думаю, что новый этап спецоперации начнется после того, как будет полностью освобождена от бандеровцев Донецкая Народная Республика. После этого начнется движение на Запад, чтобы отодвинуть от республик линии соприкосновения огневых средств на 150-300 километров. Надо пресечь возможность нанесения ударов по ДНР и ЛНР. Это значит, что впереди зачистка Харьковской, Запорожской, Сумской, Днепропетровской областей — и дальше на юг, зачистка Николаевской и Одесской областей. Будет ли это осенью, говорить не стоит», — отметил эксперт.
Политика
Отстранение от должности премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона, участившиеся нападки на Джо Байдена, волнения на Шри-Ланке и другие события говорят о глобальной политической нестабильности и являются следствием изменения миропорядка. Подробнее об этом в комментарии для «Слово и Дело» рассказал политолог Владимир Джаралла.
По словам политолога, осенью достигнет своего пика волна глобального политического и экономического кризиса. Именно осенью население всего земного шара столкнется с явными последствиями всех политических решений, принятых за полгода с начала военной спецоперации.
«С началом кризиса все участники предполагали нечто иное, чем то, что получилось в итоге. Страны Запада были уверены, что с введением невероятных санкций экономика России рухнет, и в итоге страна будет наказана в пример всем остальным. После чего можно было с уверенностью смотреть на новую жертву — Китай. Этого не произошло. Более того, мировая экономика в результате этих действий вошла в штопор», — объясняет эксперт.
Для западных стран оказалось сюрпризом, что экономика России намного более стабильна и прочна, чем это ожидалось. В итоге выяснилось, что мировая экономика сейчас держится на двух столпах — это технологии и сырье. Именно они будут определять дальнейшее развитие отношений между странами.
В то же время сам украинский кризис, который многие рассматривали просто как очаг внутреннего напряжения, становится реальной опасностью прямого военного столкновения России и объединенного западного блока.
«Этого никто из них не хочет допустить, но постепенно все к этому медленно и уверенно сползают. На этом фоне идет обострение внутриполитической борьбы в европейских странах. Рухнуло правительство Джонсона. Достаточно серьезные сигналы поступают канцлеру Шольцу. На Украине ожидается обострение боевых действий — она сегодня остро нуждается хоть в каком-нибудь успехе. Все видят, что она теряет территории, а население спокойно принимает новую власть, интегрируясь в российскую действительность, тем самым подтверждая, что Россия права», — отмечает эксперт.
Проблема обостряется мировым продовольственным и энергетическим кризисами, что неминуемо отражается на общеэкономических показателях. К осени, по словам политолога, станет явнее военная ситуация и одновременно с этим можно будет рассматривать проблемы, которые есть не только в западных странах, но и в самой России – уменьшение доходов населения, опасность растущей безработицы, внутренние политические кризисы.