Найти тему
Коммерсантъ

Какие объекты инфраструктуры возводили заключенные

11 июля 1929 года Совет народных комиссаров СССР издал постановление, в котором разрешил использование труда уголовно-заключенных. Что стало с самыми известными инфраструктурными и промышленными объектами, при возведении которых использовали принудительный труд узников ГУЛАГа, — в материале «Ъ».

 Фото: А. Серяков / Фотоархив журнала «Огонёк»
Фото: А. Серяков / Фотоархив журнала «Огонёк»

27 октября 1932 года Совнарком СССР вынес секретное постановление, в котором передал строительство Байкало-Амурской магистрали ОГПУ. Одной из причин стала нехватка кадров. Из-за задержек зарплаты и неустроенности быта на стройке к тому времени работали 504 землекопа, 498 плотников и 50 бурильщиков (из 12 тыс., 5101 и 2389 необходимых). К 1934 году в Бамлаге было занято около четверти из более 500 тыс. заключенных лагерей ОГПУ.

После того как БАМ был объявлен «всесоюзной ударной комсомольской стройкой» основная часть дороги была завершена в 1984 году. В настоящее время БАМ входит в структуру РЖД.

Фото: Коммерсантъ / Павел Кассин
Фото: Коммерсантъ / Павел Кассин

23 июня 1935 года Совнарком признал строительство Норильского никелевого комбината «ударным» и возложил его на главное управление лагерями НКВД. После этого в Норильск этапировали узников закрывшегося Соловецкого лагеря. К 1939 году в Норильлаге жили 11,6 тыс. человек.

Сейчас крупнейшими акционерами «Норникеля» являются «Интеррос» Владимира Потанина и «Русал» Олега Дерипаски.

Фото: ПАО «РусГидро»
Фото: ПАО «РусГидро»

14 сентября 1935 года председатель Совнаркома Вячеслав Молотов и секретарь ЦК ВКП (б) Лазарь Каганович объявили о начале строительства двух гидроэлектростанций — Рыбинской и Угличской (на фото). В 1936 году при стройке был образован Волголаг, в котором содержалось от 19 тыс. до 85,5 тыс. вынужденных работников. В Музее гидроэнергетики России им посвящен один из залов.

Сейчас Рыбинская и Угличская ГЭС входят в структуру «РусГидро».

Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров

15 июля 1937 года был открыт Канал имени Москвы, на строительстве которого единовременно работали 193 тыс. заключенных Дмитлага. Специально для них под Дмитровом были устроены профкурсы, на которых обучали более чем 40 специальностям. Условия работы зачастую были невыносимы: сохранились свидетельства, что до визита Сталина на стройку заключенные работали без обуви.

Сейчас канал является федеральным государственным бюджетным учреждением. Грузооборот канала составляет около 30 млн т ежегодно.

  Фото: Книга «Находка - Причал России»
Фото: Книга «Находка - Причал России»

7 октября 1939 года ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР приняли постановление о переносе Владивостокского торгового и рыбного портов в бухту Находка. Изначально строительством порта занимались заключенные ГУЛАГа из исправительно-трудового лагеря № 213, с 1942 года строительство велось «Дальстроем» НКВД.

Грузооборот порта Находка по итогам 2020 года составил 26,8 млн т.

Фото: Бальтерманц Дмитрий / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Фото: Бальтерманц Дмитрий / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Дом на Котельнической набережной строился с 1938 по 1952 годы. Согласно данным центра «Мемориал», с 1948 года в строительстве дома принимали участие заключенные из специально созданного для этого «Лагерного отделения № 4». В нем содержались около 1,5 тыс. человек, находилось оно прямо на строительной площадке дома.

По данным сайта «Домклик», в 2022 году квадратный метр жилья в высотке на Котельнической набережной стоит от 732,7 тыс. руб. до 1,5 млн руб.

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов

1 сентября 1953 года в Москве открылся новый корпус МГУ им. М. В. Ломоносова. Во время отделочных работ на 22-м этаже главного корпуса был организован лагерный пункт на 700 заключенных. Зеки также строили здания физического, химического и биологического факультетов МГУ.

В настоящее время здания МГУ находятся в государственной собственности. В вузе обучается более 40 тыс. человек.